«У меня всё в жизни происходит из-за лени»: заслуженная артистка России о профессии кукловода и любви к зрителю

Сегодня театралы отмечают Международный день кукольника, и провести мы его решили в компании очаровательной, жизнерадостной, невероятно энергичной Ольги Долгой, которая служит в Амурском областном театре кукол больше 30 лет. На её счету огромное количество ролей (мы сбились со счета) и даже собственный моноспектакль. О том, как создаётся спектакль, самой сложной роли и курьёзах профессии сейчас и поговорим, присоединяйтесь!

Ольга Долгая, заслуженная артистка Российской Федерации, артист-кукловод, мастер сцены.

Фото: Амурский областной театр кукол

— Ольга Валерьевна, здравствуйте! Вы служите в театре кукол ни много ни малоandnbsp;36 лет, с чего началась ваша любовь к сцене?

— Здравствуйте. Да, сцену я любила всегда, ещё учась в школе, была, как говорят, «впереди планеты всей». В пятом классе мне дали роль дедушки в какой-то сценке, я, помню, взяла у мамы мех, отложенный на воротник, вырезала себе усы и бороду, получила потом нагоняй, конечно (смеётся). И особенно мне нравилась реакция зрителя на то, когда я на сцене.

И в 10 классе, устав от экзаменов, планировала стать экономистом-аудитором в сельскохозяйственном институте. И так меня эти экзамены удручали, что открыв газету «Амурская правда» в рубрике «Куда пойти учиться» я высматривала специальности, где экзамены не требовались совсем. Да, такие специальности были, представьте! Мой взгляд упал на культпросветучилище, сейчас колледж искусств и культуры. А то, что там нужно будет при поступлении показать какую-то сценку, что-то творческое, даже не заметила. Было написано «Взять форму для ремонта общежития». Я и взяла! Подала документы, приезжаю 1 августа, всё как положено: взяла с собой всё для ремонта (щётку для побелки, спортивную одежду, платочек ситцевый), я же ехала ремонтировать общежитие. Захожу, а все красивые стоят, готовятся к творческому заданию, оказывается… Подхожу к одной из абитуриенток, спрашиваю, чего это тут все стоят, я была уверена, что уже поступила (смеется). Как оказалось, нужно ещё экзамен творческий сдать: либо стих рассказать, что-то показать, спеть. Я, недолго думая, беру у неё книгу из рук и начинаю учить первое попавшееся стихотворение, я очень быстро учила стихи. Захожу в аудиторию, стих рассказала хорошо, песню спела тоже отлично (какую-то украинскую), этюд изобразила, всё на ходу. Приняли без вопросов, экзаменаторов я впечатлила своим творчеством.

У меня всё в жизни происходит из-за лени. Лень было сдавать экзамены – я поступила в театральное училище, в театр попала тоже случайно – работать в клубе на селе не хотела, как и бегать по полям и фермам, выпуская «молнии» о пахоте и надоях, узнала, что театр кукол набирает артистов. Меня отговаривали в училище, мол, семьи не будет, платят мало, постоянные гастроли и прочее и прочее.

На службу в театр меня приняли, чему я благодарна до сих пор! Ведь это значит, что режиссёр увидел и оценил мои творческие способности.

Забавный случай вспомнился. Нас в училище учили сценической речи и подаче голоса в зал так, чтобы зритель даже в последнем ряду всё слышал. И бывало так, что во время спектакля в садике, например, нас просили убавить микрофон, которыми мы и не пользуемся, мастера сцены всё-таки (улыбается).

— Неужели ни разу не возникала мысль поменять профессию?

— Один раз всего. Уходить даже собиралась из театра. А всё потому, что меня изначально не правильно оформили в кадрах, и я была актрисой вспомогательного состава, было обидно.

— Какой ваш любимый спектакль?

— Как-то я считала, что отыграла в 28 спектаклях, в каждом по несколько ролей было, потом сбилась со счёта. Я люблю каждый спектакль как что-то своё, родное.andnbsp;Но вот что интересно. «Медвежонок Рим-тим-ти» и «Котёнок по имени Гав» – в этих спектаклях играю давно, а тетрадку для страховки всё ещё держу, представляете? Остальные спектакли знаю наизусть. Каждый спектакль люблю по-своему. А роль лисы в «Золотом цыпленке» – моя отдельная любовь, за него наш театр получил областную премию в области литературы и искусства. Мне нравиться играть отрицательные роли, в них есть, что найти для самой себя.

Интересно играть эпизодические роли. В спектакле «Иван Царевич и Серый волк» была на помощи, держала скамеечку (на которой сидел царь вместо трона). Ну, так придумал художник. У скамейки были тросточки, чтобы удобно артисту было её держать. И вот когда мы репетировали этот спектакль, я придумала, что моя скамейка как собачка. Царь идёт в одну сторону, скамеечка передвигается за ним, идёт в другую – опять за ним. С.И. Елизов играл царя, даёт команду «сидеть», и я скамеечкой делаю это как собачка – сижу, «лежать» – выполняю команду. Это было так смешно, что режиссёр взял этот эпизод в спектакль. Зритель всегда аплодировал в конце этой сцены.

— Насколько быстро учите роль?

— Раньше текст учила на лету, правда. Но так случилось, что у меня произошел микроинсульт, с памятью стало сложно. В 2012 году мне дают роль Розовой Дамы в спектакле «Оскар и Розовая Дама», там талмуд текста! Сам спектакль очень сложный в эмоциональном плане. Я даже отказывалась в начале. Но режиссёр наотрез отказался брать на роль другого артиста. Мне это польстило, начали работу и каждый день, как с чистого листа, всё начинала учить, да, было очень сложно порой. Но у нас получился невероятный спектакль!

— andnbsp;Расскажите о своих наградах и премиях, 36 лет служить в театре – это уже призвание

— Я лауреат премии в области литературы и искусства в Амурской области, получила её в 1996 году.andnbsp;Ещё награждена Нагрудным знаком «За достижения в культуре» в 2002 году, а в 2012 году удостоена благодарности министра культуры и архивного дела Амурской области и дважды благодарностиandnbsp;председателя Законодательного Собрания Амурской области. Из последних наградandnbsp; – почетная грамота отandnbsp;Министерства культуры и архивного дела Амурской области.

Фото: Ольга Долгая

—andnbsp;Вы часто гастролируете?

— В детстве я никуда не выезжала, даже в пионерский лагерь. За годы работы в театре я наверстала всё! Даже с мамой шутили, что мне это за детские годы (смеётся). Мы гастролируем по всей стране – от Камчатки и Владивостока до Рязани и Москвы.

— Как часто ставятся новые спектакли в театре?

— За сезон минимум четыре новых спектакля. В этот раз это «Огниво», «Машенька и медведь», «Аленький цветочек», «Нос», «Белый кот и Новый год», спектакль по якутскому эпосу готовится. Зрителю всегда есть что посмотреть, и это здорово!

— В вашем репертуаре есть моноспектакль «Аистенок и Пугало». В чём его особенность?

— Как-то в 2015 году я от союза театральных деятелей поехала на фестиваль «Рязанские смотрины». После этой поездки я очень хотела сыграть в моноспектакле (спектакль одного артиста, где он играет несколько персонажей). Прошло два года, режиссер предложил поставить «Аистенок и Пугало». Раньше там работало шесть или семь артистов. Решили преобразовать его под новый формат – моноспектакль. Это было очень интересно не только мне, но и зрителю. Смотрится всё очень органично, но самое сложное – привлечь и не растерять внимание зрителя. И тут на Новый год ко мне подходит девушка с детьми и говорит: «Спасибо большое, благодаря вам я полюбила театр кукол, теперь я не пропускаю ни одного спектакля, а началось всё с and#171;Аистенкаand#187;». Как же мне было приятно!

Фото: Ольга Долгая

—andnbsp; А как рождается спектакль?

— Режиссёр с художником оговаривают, придумывают, каким будет их спектакль, какие будут куклы: тростевые, перчаточные, какими будут декорации. С композитором решают, каким будет музыкальное оформление. И когда уже всё готово, а это называется материальная часть, тогда режиссёр начинает работу с артистами. Мы читаем текст, оговариваем задачи, характеры героев. Потом мы выходим на площадку и начинаем творить с режиссёром.
В итоге, не без скромности, наши спектакли всегда получаются великолепные! И не важно, спектакль это для маленьких зрителей или для взрослых. Да, в нашем театре кукол есть спектакли для взрослых, с цензом 16+.

Хочу отметить, что кукольные постановки ушли от классического видения, стали более современными. У нас есть не только перчаточные куклы, но и планшетные, марионеточные (самый сложный вид), ростовые. Сейчас актеры играют наравне с куклами.

— Не могу не спросить про курьёзы из вашей театральной жизни.

— Сны с курьезами снятся чаще, чем они происходят в реальной жизни. Был случай, когда в спектакле мне нужно петь песню, которую я знаю наизусть, и вдруг такой простой второй куплет вылетает из головы. И тут мне на помощь приходит моя коллега за ширмой, работая с тростями, что тоже не просто, мне в ухо говорит фразы песни, а я повторяю. Взаимопомощь и партнерство – наше всё!

Случается, что руку судорогой сводит, и тут уже не надо ничего говорить, коллеги по тебе всё считывают, подменяют, пока ты руку разминаешь, в процессе озвучивая роль.

У нас не хватает артистов-мужчин для мужских ролей. И как-то пришлось мне играть роль Царя в спектакле «По щучьему веленью». Тогда я поняла, что даже мужские роли мне по плечу. А режиссер и не сомневался, даже бровью не повел, предлагая роль.

Фото: Амурский областной театр кукол

— И по традиции: расскажите о творческих планах.

— Творческих планов очень и очень много, надеюсь, что все они исполнятся. В нашем театре каждый сезон ставятся новые интересные спектакли, нам есть чем удивить и порадовать зрителя! А ещё с удовольствием принимала и принимаю участие в творческой гостинойandnbsp;«Зеленаяandnbsp;лампаandnbsp;Амура», она проходит в областной библиотеке имени А.П. Чехова, там я читаю рассказы и стихи наших местных авторов. А это благодаря сотрудничеству с Г.Л. Одинцовой, которую обожаю.

Источник новости: Amur.Info