“Простые вопросы”: Александр Бурганов, скульптор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Добрый вечер. Это «Простые вопросы», и у нас в студии сегодня скульптор с мировым именем, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, почётный член Российской академии архитектуры и строительства, лауреат Госпремии СССР, доктор искусствоведения, профессор Александр Николаевич Бурганов.

– Здравствуйте, Александр Николаевич. Я даже не всё ещё перечислила.

– Добрый день.

– Какими судьбами вы в Благовещенске?

– Для меня это была неожиданная поездка. Меня пригласили принять участие в российско-китайском фестивале, и я очень горячо отозвался, решил, что, конечно, надо будет подготовить выставку.

– Среди ваших многочисленных работ есть те, которые точно знали и видели все россияне. Это, например, то, что стоит на Арбате – фонтан «Принцесса Турандот» и памятник Пушкину и Натали. Крупные монументальные ансамбли в разных городах России на военную тематику и за рубежом. В музее нашем, как вы сказали, уже открыта экспозиция. Как вы выбирали те работы, которые вы представите амурскому зрителю, который никогда не видел ваши работы?

– Я хотел, прежде всего, ответить на тему Благовещенска, поэтому решил включить сюда бронзовый портрет Александра II, тот, который стоит сейчас в Париже, как памятник. Я решил, что это будет достойно, чтобы показать его и в Благовещенске. Это была первая мысль. Потом я нашёл в своей мастерской портрет Чехова, который тоже, как я узнал, бывал здесь. И, наконец, чтобы отметить нашу дружбу между Россией и Китаем, это космические братья, портрет Юрия Гагарина и портрет первого китайского космонавта.

– Ваши другие, непортретные работы всё-таки не похожи на то, как многие представляют себе скульптуру – нет портретного сходства, не такое всё грандиозное и монументальное. Свою манеру вы называете сами новым романтизмом, магическим реализмом. Что это такое, как это определить?

– Вторая часть, как вы очень правильно заметили, является вещью, сделанной не по заказу и не по необходимости, это просто моя личная работа для себя, для своего музея. Она сделана в символическом стиле, это не конкретные портреты и не конкретные события, а просто символические вещи, которые олицетворяют добро и зло, я так воспринимаю своё творчество. Романтические потому, что они сделаны с горячим сердцем, неравнодушно, это не копийные вещи, поэтому у меня есть разные вещи, которые просят объяснить, а я говорю: «Вы знаете, как вы это понимаете, вот это и есть правда».

– Нет объяснения. Вы знаете, я слышала сегодня от посетителей на выставке: «Похоже на Дали». Вы принимаете такое сравнение?

– Дали? Да, говорят, что новый романтизм соприкасается с сюрреализмом, конечно, есть какие-то точки соприкосновения. Поэтому там какой-нибудь узел из ног, который завязан и как-нибудь висит в воздухе, это может быть такое введение вне конкретики, что это можно сказать. Но я думаю, что наш русский сюрреализм немножко другой.

– Вы увлечены литературой, тоже одна из ваших сфер. У вас есть книги, которые я, кстати говоря, не смогла скачать в Интернете и не смогла прочесть, и у вас есть произведения скульптуры – памятники Тарковскому, Бунину, Чехову, Бродскому. Я знаю, что здесь у нас идёт разговор о том, что вы можете сделать что-то для Благовещенска, создать для Благовещенска мемориальную доску Леониду Завальнюку. Это так?

– Да. Леониду Завальнюку я сейчас делаю доску. Это был первый контакт мой с Благовещенском. Мне вдруг неожиданно позвонили и сказали, что его вдова и друзья хотели бы, чтобы доску сделал я для Благовещенска. Я очень горячо откликнулся, потому что это были и мои друзья, в частности, первая семья Тарковского, которую я очень уважаю. И я приступил к этой работе, и, наверное, она будет осенью завершена и открыта.

– Вы считаете, что городская скульптура – это необходимый элемент для города, или это уже излишество?

– Вы знаете, непонятно, когда оно возникло это слово – «излишество».

– Когда денег не стало, наверное.

– Когда денег не стало, решили говорить об излишестве. Но могу вам сказать, что в Древней Греции, в античности количество статуй было больше, чем населения. Их ломали сколько-то тысячелетий, и всё равно наши музеи полны эти обломками, счастливыми обломками, которые сохранились. Люди знали, что скульптура делает богов наглядными, а людей бессмертными. Эти герои истории должны быть рядом всегда.

– То есть, это не излишество?

– Это не излишество. Я бывал в Париже и в Лондоне, в любом сквере по четыре памятника. Как говорится, зачем это нужно?

– Это необязательно памятник кому-то, это может быть какая-то птичка, рыбка, абстракция какая-то?

– Безусловно, потому что памятники бывают двух направлений – те, которые являются героями, образцами историями, и те, которые развлекают народ – своими малыми формами, своим юмором, создают хорошее настроение, какой-то уют.

– Это всё должно выражать и дух города, и его настроение. А вот какой дух Благовещенска? Вы уже успели понять, почувствовать? Вы же были здесь, в Китае.

– Я в Благовещенске впервые, я от вас получил приглашение и решился на перелёт, хотя мне уже достаточное количество лет, и меня многие отговаривали. Я прилетел, и у меня два замечательных чувства были. Первое – как огромна наша страна! Я летал за океан, в Вашингтон – 8 часов, а тут из Москвы до Благовещенска – 8 часов. То есть мы – полмира, действительно. А второе чувство было, когда я вышел и увидел город. Мне очень понравилась его прямоугольная планировка, я думаю, что в ней есть такой вольный размах, когда улица широка, когда высота домов на улице гармонична с прохожими, жителями.

– Я знаю, что вы готовы сделать городу подарок, довольно щедрый. Что это, кстати говоря, будет за подарок, если вы можете об этом говорить? И с чем связано ваше решение?

– Когда открылась выставка, и когда я приехал, не думал ни о каком подарке. Когда я увидел такое дружелюбное, прекрасное отношение ко мне, то я подумал, что вообще надо какой-то подарок сделать музею, который меня принял. Самое главное, меня пригласила сюда высокая администрация, губернатор, я подумал, надо ответить. И чем же ответить? Из того, что я привёз, больше всего соответствует значимости города бюст Александра II. Тем более что он у меня в бронзе, так что эта работа завершена. Может быть, я найду место, или как она будет, но самое главное сделать акт благодарности, и я его сделал.

– Спасибо вам большое. Мы сегодня говорили с народным художником России, действительным членом Российской академии художеств, почётным членом Российской академии архитектуры и строительства, лауреатом Госпремии СССР, доктором искусствоведения, профессором Александром Николаевичем Бургановым. Спасибо вам большое, Александр Николаевич.

– Спасибо вам.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/07/31/3663.html