“Простые вопросы”: Сергей Пузиков, специалист в области телекоммуникаций

Ведущий — Сергей Логвинов:

Добрый вечер! Мы живём с вами в XXI веке и уже не представляем себе нашу жизнь без мобильной связи, цифрового телевидения и услуг Интернета. Но согласитесь, как только каждый из нас выбирается на Запад и сталкивается уже там с этими же самыми вышеперечисленными современными технологиями, сразу начинаешь осознавать, что живёшь в дремучей провинции, где те же технологии и хуже, и дороже, и заметно менее привлекательны. Но не будем обо всём – наших десяти минут на это всё не хватит, поэтому остановимся на Интернете. А говорить о нём мы будем с нашим сегодняшним гостем, Сергеем ПУЗИКОВЫМ.
Наш герой стоял у истоков создания сотовой связи в Амурской области и на Дальнем Востоке, выводя на рынок сначала бренд «Сотел», а затем МТС. Позже руководил бизнесом МТС на Урале и в Туркмении. И вот он снова в родном Благовещенске.

– Сергей Алексеевич, о том, что привело вас в родной Благовещенск, если позволите, мы поговорим в конце программы.

– Хорошо.

– А уж коль скоро вы специалист в современных коммуникациях связи, то поговорим о больном, об Интернете.

– С удовольствием.

– Я надеюсь, что вы сами ежедневно «ныряете» во Всемирную паутину. Устраивает ли вас благовещенский Интернет? Если да, то чем, а если нет, то почему?

– Я могу сказать однозначно: «Не устраивает». По той простой причине, что, привыкнув работать на высокой скорости с хорошими широкополосными каналами, в Благовещенске я просто иногда мышку кидаю в стену, потому что сайты просто не загружаются.

– Просто хочется рвать и метать, как говорится.

– Да. Вчера я сломал на компьютере кнопку выключения питания. На самом деле это было так.

– Почему у нас такой плохой Интернет?

– Я не сказал бы, что он плохой.

– Я не сказал бы, что он хороший.

– На самом деле всё определяется спросом, всё определяется потреблением. Когда я готовился к передаче, просмотрел порядок цифр объёма трафика, который прокачивают наши провайдеры в Интернете, и для меня это было достаточно показательно. Условно, наши провайдеры, достаточно крупные, прокачивают канал от 100 до 200 мегабит в секунду. По большому счёту это потребление одного хорошего микрорайона в нормальном городе, где хорошо развит Интернет. Я просто поставил диагноз: на самом деле в Благовещенске самый дорогой Интернет.

– Самый дорогой по сравнению с чем?

– По России.

– В Благовещенске самый дорогой по всей России?!

– Да. Об этом говорят последние исследования Яндекса. Я думаю, что пользователи их читали, знали и знают об этом. Это исследования «Весна 2010. Развитие Интернета в регионах России», которые дают совершенно чёткий вывод: в Благовещенске самый дорогой Интернет среди всех российских городов, рассматривающихся в исследовании. К примеру, доступность Интернета на скорости 1 024 килобита в секунду в Благовещенске стоит 1 940 рублей.

– О ценах поговорим чуть позже. Хорошая конкуренция известно, к чему приводит. У нас в Благовещенске уже немало интернет-провайдеров, но почему-то никто их них не решается применить демпинговые цены, чтобы сбить ценовую оплату за Интернет. Как вы думаете, почему это происходит?

– Я не думаю, я знаю.

– Почему?

– Это, опять же, отсутствие практически конкуренции.

– Себестоимость всех услуг, она завышена или соответствует истине, отсюда и объективная причина стоимости Интернета? На ваш взгляд?

– Две составляющих. Первая – это, конечно, стадия развития рынка. Идёт только становление рынка. Если, допустим, в Москве проникновение Интернета в домашнее хозяйство оценивается порядка 68-70 процентов, то в Благовещенске эта цифра около 25-ти, максимум 30. То есть 30 процентов квартир имеют сегодня Интернет. На этой стадии рынка операторы обычно снимают сливки. То есть они завышают цену, понимая, что всё равно этот Интернет будут покупать.

– Может быть, существуют какие-то негласные договорённости между всеми интернет-провайдерами, которые сегодня есть? Держать, держать примерно одну планку?

– Нет, я не думаю, что такие договорённости существуют. Есть просто порядок ценообразования. Я не знаю, как бы его лучше описать. Для примера, была «Дальсвязь» со своими тарифами. Выходит на рынок новый интернет-провайдер. Что он делает? Он просто процентов на десять опускает цену «Дальсвязи».

– Всего на десять?

– Просто показать, что у него дешевле. И к нему уже начинают перебегать. Есть проблема, которую я называю проблемой малых городов. Это проблема неизбалованности сервисом. Понятно, что, коли так берут, зачем тратить часть добавленной стоимости на то, чтобы более лояльно относиться к абонентам.

– Потом я приезжаю в Америку, захожу в дом к какому-то человеку и понимаю, что мы вообще…

– Не надо в Америку, достаточно сейчас приехать в ту же Москву, Санкт-Петербург, когда я, извините 512, безлимитный Интернет, качаю за 350 рублей в месяц.

– Ещё раз вернусь к интернет-провайдерам. Или это желание на первоначальном этапе становления Интернета просто поиметь прибыль, которая немыслима, или вообще наши интернет-провайдеры работают себе в убыток? Наивно спрашиваю я вас.

– Я мало видел кого, кто работал бы себе в убыток.
Я ещё не сказал про вторую составляющую. Это магистральные операторы, которые в принципе сегодня дорого продают в Благовещенске Интернет. Но самое поразительное, что, когда я просчитывал себестоимость мегабайта трафика, вместе с инвестиционными затратами, вместе с затратами на аренду канала у провайдера первого уровня, вместе с операционными затратами, зарплатой персонала, она выходит в районе 50-55 копеек. Сегодня Интернет продаёт по такой цене, по-моему, только «Моя компьютерная сеть», это в районе Мухина какой-то большой провайдер появился.

– Мы в Благовещенске уже привыкли чувствовать себя какими-то ущербными. Мы дорого летаем в Москву, хотя в том же Хабаровске, который дальше находится от Москвы, билеты совершенно по другим ценам. И в Интернете такая же картина. Приморье ещё дальше от Москвы, но там и скорость в два раза больше, и цена дешевле. Почему?

– Отсутствие конкуренции. Реально отсутствует конкуренция.

– Какой должен прийти серьёзный конкурент, который сделает всё, чтобы цена упала? Это вообще возможно в ближайшее время?

– Это возможно.

– За счёт чего?

– Я думаю, что тенденции рынка в принципе одинаковы по всей России. И уровень проникновения, соответственно и цены идут примерно с задержкой в один-два года. Примерно такая ситуация: Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники, города с населением до 500 тысяч, а потом все остальные начинают подтягиваться. Сейчас тот момент, когда волна понижения цен на Интернет в Благовещенск в конечном итоге зайдёт, я думаю, в течение полугода.

– Да ну?!

– Потому что появляются конкуренты на уровне провайдеров первого уровня. Сюда очень мечтает пройти «Транстелеком» со своими магистральными каналами, и тогда появится второй конкурент у «Ростелекома». Было намерение у «Синтерры» сюда войти. Другое дело, что сейчас не совсем понятно, что там происходит с объединением «Синтерры» и «Мегафона». Вполне возможно, что «Синтерра», как провайдер, для провайдеров прекратит своё существование.

– Вы думаете, что тенденция к понижению цены за Интернет имеет место быть в ближайшее время?

– Я из-за этого сюда и приехал, понимая, что тенденции примерно одинаковые.

– О скоростях и вообще о чистоплотности поведения интернет-провайдеров. Когда отдельные интернет-провайдеры закладывают в свои договоры такие уловки с фразой «до столько-то килобит в секунду», мы полагаем, что высший предел «до» и будет нам предоставлен. В итоге получаем совсем другую картину. Я совсем недавно бился с одним из провайдеров за то, что тарифный план и скорость продекларированы одни, а в итоге я плачу по договору за тариф столько, сколько записано в договоре, но скорость получаю, получал, в разы меньшую. И как только в мой дом пришёл другой провайдер, я, естественно, сбежал к нему. Почему вот эти уловки «до» существуют, почему бы конкретно не написать «я предоставляю 800 килобит в секунду»? Что делать, когда понимаешь, что тебя элементарно надувают?

– Во-первых, надо читать договор. Во-вторых, я немного по-другому переверну ответ на вопрос. Вы на него сами ответили. Как только появился провайдер, который обеспечил мне немного другие условия, я перешёл к нему. То есть покупатель «проголосовал ногами» за то, что его некачественно обслуживают. Проблема не в том, что в договорах написано, а в том, что конкуренция как раз и решает все эти проблемы.

– А как защищать абонента, собственно говоря, потребителя – есть закон о защите прав потребителя – от того, что тебе декларируют одно, цену берут за это, что декларируют, но это недодают? Как защищать себя?

– Дело в том, что я читал договор этого провайдера. Там достаточно чётко это написано, расписано. Вы не защитите. Один способ – не заключать такой договор. То есть, если у вас будет три предложения от провайдеров, вы выберете того, кто для вас наиболее прозрачен. Вы согласны?

– Конечно. А существует ли такая ревность у операторов сотовой связи к Интернету? Я имею в виду Skype. То есть гораздо дороже позвонить по мобильной связи другу в Париж, в Америку, нежели часами сидеть в Skype, видеть и слышать собеседника. Есть разговор о том, что «голубая» мечта операторов мобильной связи – прикрытие Skype.

– Да, конечно.

– А может это произойти?

– Я попытаюсь ответить более пространно. Операторы мобильной связи сегодня уходят на передачу данных. Это следующая стратегия, которую они преследуют. И в принципе все сервисы типа Skype, агента Mail.ru, другого агента, они как раз препятствуют этому направлению движения операторов сотовой связи. Я думаю, что операторы сотовой связи, наверное, вполне могут ввести ограничения, ввести дополнительную плату, в результате чего звонок по Skype вам через мобильный модем, через модем оператора сотовой связи, будет гораздо дороже.

– Это понятно, это если я пользуюсь модемом оператора сотовой связи. А если у меня провайдер не мобильный оператор? Не задавят?

– Я думаю, что не задавят, ни в коем случае. Потому что Интернет развивается в двух направлениях. Первое – проводной Интернет, второе – это Интернет мобильный. Понятно, что мобильный Интернет используется для скачивания неких небольших сообщений, почты и так далее. А если вам надо скачать поток видео, то, естественно, вы будете скачивать с домашнего компьютера. Некоторые аналитики предполагают, что, конечно, пользователей мобильного Интернета в России в 2015 году будет в два раза больше, чем пользователей проводного Интернета. Но объём скачиваемого трафика в проводной сети будет гораздо больше, чем в мобильной. Поэтому эти две, совершенно независимые, ветки в принципе друг друга дополняют.

– Вас долго не было в Благовещенске. Вы вернулись, на время или насовсем, чем будете заниматься?

– Насовсем или нет, не знаю. Я в Санкт-Петербурге занимался широкополосным доступом.

– Интернет?

– Интернет.

– Можно считать, что те предположения о понижении цены на Интернет – приезд Пузикова в Благовещенск?

– Можно и так сказать. На самом деле, когда я получил исследование одной из ведущих консалтинговых компании России о состоянии рынка Интернета вообще в России, и когда прочитал, что в Благовещенске одно из самых низких уровней проникновения и самая высокая цена на Интернет, я понял, что здесь можно делать хороший бизнес.

– Вы считаете, что рынок интернет-провайдеров здесь не перенасыщен?

– Нет. И он находится только в стадии формирования, ещё до насыщения нам, года три, по крайней мере. То есть три года у нас будет падать цена. Скорее всего, не цена будет падать, а увеличиваться скорость за ту же цену. Вот примерно такие тенденции.

– Спасибо за беседу. У нас в гостях был Сергей Пузиков, специалист в области коммуникаций и связи.

Мы говорили о больной теме, об Интернете.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/07/27/1663.html