“Простые вопросы”: Леонид Патеюк, виолинист, альтист, студент Новосибирской государственной консерватории имени М. Глинки

Ведущий — Павел Савинкин:

Я думал, что времена клавесинов, лютней и других инструментов – атрибутов салонной музыки эпохи Барокко и Рококо – давно канули в лету. Как хорошо, что я ошибался. Несколько дней назад я познакомился с человеком – и сейчас я вас познакомлю с ним, – который осваивает виоль д`амур – инструмент, упоминание о котором встретишь разве что в специальной литературе. Итак, студент Новосибирской консерватории, виолинист Леонид ПАТЕЮК.

– Леонид, добрый вечер.

– Здравствуйте.

– Меня всё время тянет пошутить на тему необычного инструмента, но вижу, вы человек серьёзный, коль скоро выбрали его для освоения. Это же высшая математика, практически 100 струн, и все их нужно использовать! Скажите, пальцев хватает?

– Cтрун шесть, но есть и семиструнные виолы. Максимально возможное количество струн на этом инструменте – 14: семь игровых и семь резонирующих струн, которые создают неповторимый резонирующий тембр инструмента.

– Это вот те самые нижние струны, да?

– Да, они находятся под грифом.

– Почему вы выбрали именно этот инструмент?

– Скажем так, это было внезапно.

– Как любовь?

– Да, как любовь (смеются). Когда Марина Александровна Кузина – мой преподаватель по классу скрипки Новосибирской консерватории – по окончании колледжа предложила мне играть на виоль д`амур. Она сказала, что это очень редкий инструмент и что очень мало хороших музыкантов, играющих на нём, для меня это был шок, потому что я не ожидал такого развития событий. Но потом я подумал, что это замечательный инструмент, почему бы не использовать эту возможность.

– Не является ли этот инструмент пережитком прошлого? Другие инструменты развивались, нашли себе место в современном мире. Вспомним тот же клавесин, который является прародителем фортепиано. Виоль д`амур как инструмент – не отстал ли в своём развитии?

– Нет, в развитии он совершенно не отстал. Можно даже сказать, что он сохранился в том виде, в котором его создали мастера XVII-XVIII веков.

– Кстати о мастерах! Хрестоматийно известны скрипичные мастера – Амати, Гварнери, Страдивари. А вот виольдамуристы, гении таких инструментов были или нет?

– Фамилии я назвать не могу, но дело в том, что все крупные мастера из тех, которых вы назвали, тоже делали эти инструменты.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/03/12/1512.html