«Поговорим за жизнь» c Александром Ярошенко:

«Айгунский договор – позор Китая…», – на полном серьезе сказала мне смотрительница музея в приграничном китайском городке Айгунь.

Пристально посмотрев мою гордость, российский паспорт, тётенька гортанно крикнула на помощь еще двух товарок. Китаянки бескомпромиссно и дружно дали мне от ворот поворот, на полном серьезе заявив, что русским в этот музей дорога закрыта. Ждавший меня таксист даже не повернул голову в нашу сторону. Для него эта сцена была обыденна…

Август убегал прочь последними теплыми деньками, китайские крестьяне жгли костры у обочины дороги, на которых отгорало уходящее лето. Таксист гнал на приличной скорости. Молчал и был хмурый. Я попросил его не курить в салоне вонючие сигареты, которые я окрестил «носками Мао Цзэдуна»…

– Русских не пускают в музей Айгунского договора, – минут за тридцать до подъезда к Айгуню обронил водила. Я как-то внутренне напрягся, но вида не подал. Не поверил.

Городок, в котором подписали знаменитый айгунский договор, согласно которому окончательно определилась граница между Россией и Китаем, ничем не примечательный. Уездная тоска стучится в окна, пыльные улицы, разноцветье стираного белья на веревках.

Музейный комплекс – самое достопримечательное место Айгуня. Стройные тополя, высокий забор. На мое вежливое «ни хао» кассирша ответила вопросом:

– Откуда вы приехали?

– Из России, – без паузы ответил я.

Дальнейший диалог и привел в начале текста. Китаянки разозлились и громко и от сердца популярно объясняли мне, что русским в их музей вход закрыт.

– Но этот договор – наша с вами история, которой уже полтора века, – растерянно лепетал я.

– Нельзя! – раздраженно наседали на меня хранительницы китайского времени…

Пришлось ретироваться.

…Этот случай, пожалуй, единственный за все месяца и годы моих китайских странствий, когда было нестерпимо больно и нестерпимо стыдно от случившегося.

Как-то дискомфортно жить рядом с соседом, который государственную границу с тобой считает своим национальным позором. Неуютно. Мягко говоря…

«Как-то дискомфортно жить рядом с соседом, который государственную границу с тобой считает своим национальным позором. Неуютно»    
 
 

Из Википедии

Айгунский Договор (16 мая 1858) — договор между Россией и Китаем о границе, торговле и по другим вопросам.

Договор заключили:

– со стороны Российской империи: генерал-губернатор Восточной Сибири, его императорского величества государя императора Александра Николаевича генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф Н. Н. Муравьев-Амурский,

– со стороны Китая: айгунский амбань, генерал-адъютант, придворный вельможа, амурский главнокомандующий князь И-шан.

Предметом договора было прохождение российско-китайской границы. Стороны соглашались на то, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури было разрешено только российским и китайским судам и запрещено всем остальным.

В 1860 году договор был подтверждён и существенно расширен Пекинским договором.

Александр Ярошенко

 

Источник новости: http://www.amur.info/column/2010/10/11/