Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Завтра в 69-й раз торжественным маршем в нашу жизнь придёт святой праздник – День Победы. Сегодня гость нашей студии участник Великой Отечественной войны Георгий Ус.
– Георгий Семёнович, здравствуйте!
– Добрый вечер!
– Как началась ваша война?
– Жил в деревне. Учился в школе. Лето, такое время самое…
– Самое хорошее.
– Хорошее. В деревне обычно лето – самая приятная страда. Единственный телефон висел в конторе на стене, через который осуществлялась связь. И вот по телефону передали, что началась война… 41-й год.
– Деревня обмерла.
– Всё с ходу как будто бы кто-то подрезал у меня… И каждый сразу же определился. Все мужчины, молодёжь призывного возраста – все сразу пошли воевать с немцами.
– В 42-м году, в 17 лет, вас призывают в Красную армию. И куда?
– Я учился в школе. Учась в школе, мы ходили на курсы трактористов, поскольку лучшие кадры уже ушли на защиту. Приходит повестка, 42-й год. Возраст моего призыва ещё не подошёл. 18 августа приходит повестка, хотя уже три брата на войне. Утречком меня везут в военкомат, призывают, в Березовке сели в эшелон, едем. Попадаю в находкинский Сучанский сектор береговой обороны Тихоокеанского флота. После карантина нас распределяют по частям, я попадаю в морскую пехоту.
– Конечно, такой высокий красавец – только в морскую пехоту, куда ещё?
– (смеётся) Мы – пацаны… Сейчас обернёшься назад и думаешь, мать родная.. Но время двигалось, мы занимались, всё было поставлено на учёбе.
– Ваша война была с Японией.
– Да. Интересно вот что, время, когда очень трудно было под Сталинградом… Для нас тогда было непонятно – нас ночью погрузили, паровозы менялись только на узловых станциях, там питались и дальше, до Иркутска. В Иркутске переодели – и мы знаем, что едем под Сталинград. Потом таким же образом мы снова попали на место. Мы знали, что, если немцы берут Сталинград, выступают японцы.
– Стояла миллионная Квантунская армия.
– Мы стояли на рубеже здесь до начала войны с Японией. Когда объявили войну с Японией, мы уже высаживались в Северной Корее, в портовом городе. Я служил во взводе управления разведки. Нашей задачей было выйти, зацепиться, дать координаты кораблям, погасить основные точки. Только потом высаживается основной батальон морской пехоты.
– Знаю, что во время войны вас наградили 10-дневным отпуском домой.
– Было.
– Случай неслыханный для того времени.
– Неслыханный, да. Как отличнику боевой и политической подготовки на торжественном собрании части 7 ноября, проходившем в клубе, мне командир части даёт 10-дневный отпуск на родину.
– Сколько лет Георгий Ус отработал председателем сельского совета в селе Ивановка?
– Если подсчитать, получается 34 года.
– Люди выбирали?
– Да.
– Потрясающий случай!
– (смеётся)
– Чтобы 34 года люди за тебя голосовали, отдавали свой кредит доверия!
– Интересный момент: Ассоциация военнопленных Японии пригласила нас к себе.
– В Японию?
– В Японию. Руководство Ассоциации решило организовать нам встречу с мэром города. Встреча состоялась. В международном отделе нас предупредили, что на встречу отводится 30 минут. Мы проговорили час и пятнадцать минут. На вопрос, сколько лет мэр работает на своей должности, нам ответили – 14 лет, но его избрали ещё на 4 года. Это был апрель-месяц. Мэр спрашивает меня, сколько лет я отработал? Я сказал, что отработал 29 лет, но меня тоже ещё избрали на 4 года. После этих слов, он выходит из-за стола, становится напротив меня, складывает перед собой почтительно руки, поклонился и говорит: «На выборной должности это очень много. Такой авторитет, к вам нужно ездить учиться». После этого мы проговорили час пятнадцать.
– Поклон потомка самурая дорогого стоит.
– Да. Мы поговорили, он нас выслушал, всё обговорили, потом нас проводил. Что характерно, утром вручили альбом нашей встречи.
– Вообще, трудно работать с людьми?
– Во все времена на вопрос о работе с людьми я всегда говорил, что в первую очередь надо уважать себя и того, кто пришёл, кто бы он ни был, даже если и алкоголик. Знай, что перед тобой – человек, самое святое. Выслушай. Раз он пришёл, значит, у него что-то есть. Помогу я ему или не помогу, но надо выслушать и подумать, что раз пришёл человек, значит, у него что-то болит, что-то его тревожит. По-видимому, этот стиль работы и по сей день позволил твёрдо работать с людьми.
– Георгий Семёнович, не прошло и 70-ти лет со Дня Победы, а по Украине с георгиевской ленточкой страшно пройти – могут убить. Как вы считаете, почему такое случилось в стране, победившей фашизм?
– Вы знаете, больно… Вот, больно, потому что столько там полегло и пролито крови за то, чтобы все жили под чистым мирным небом. По-видимому, после развала государства руководство республики Украина допустило этот, я бы сказал, фашизм, который там рос. Если они Бандере звание героя присвоили… И когда выходили со своими лозунгами на демонстрациях, и это всё поощрялось, вот, сегодня оно это и породило. Обидно, что сегодня делается там, когда страдают люди. Это фашизм, когда сожгли сорок с лишним человек… Это больно, очень больно…
– Правду ли говорят, что Георгий Ус убеждённый трезвенник?
– Я никогда не пил, не курил.
– Никогда?
– Никогда.
– Завтра святой День Победы, рюмку выпьете?
– Я стакан чая выпью.
– Потрясающе! Для русского мужика это просто нонсенс.
– (смеётся) На фронте водку давали, курево давали.
– Ну, курево ладно, рюмочку?
– Нет.
– А почему, Георгий Семёнович?
– Я никогда к этому не был склонен, и по сей день так.
– Между нами говоря, сколько вам лет?
– Второго октября будет девяносто.
– Красавчик! Хоть мужикам такое и не говорят, но, извините, вырвалось.
– (смеётся) Время такое.
– Потрясающе!
Это были «Простые вопросы» для участника Великой Отечественной войны Георгия Уса, который все 69 победных лет встречает без наркомовских ста грамм. Телекомпания «Альфа-канал» поздравляет всех с наступающим пропахшим порохом, но таким святым праздником – Днём Победы, с праздником, который со слезами на глазах пришёл в нашу жизнь 69 лет назад. Всем добра и здоровья, берегите себя и живите, пожалуйста, долго. До свидания!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/05/08/3563.html