Николай Пилипчук, прокурор Амурской области

 

       

Ведущая — Оксана Руденко:

Здравствуйте! На днях областные власти официально объявили о том, что никаких выплат за имущество, пострадавшее во время наводнения, производиться больше не будет. Тем временем есть люди, которые считают себя обманутыми, они говорят о том, что дома затопило – имущество пострадало, а денег они не получили. Районные прокуратуры буквально завалены такими заявлениями, и разъяснить ситуацию с компенсациями сегодня в студию к нам пришёл прокурор Амурской области Николай Пилипчук.

— Николай Леонтьевич, здравствуйте!

— Добрый день!

— Сразу хочу начать с ситуации в селе Дмитриевка Ивановского района, где на днях побывала съёмочная группа программы «Между тем…». Сергей Логвинов общался с сотрудниками сельской администрации, где некоторые из них на камеру сказали, что они ставили подписи в актах обследования домов, но при этом сами дома в глаза не видели. Вам известно об этих фактах?

— По данному факту проводится проверка, два таких факта уже выявлены. Прокурор Ивановского района отреагировал, внеся представление, потребовав от органов местного самоуправления устранить допущенные нарушения.

— То есть два факта у вас подтвердились.

— Совершенно верно, уже подтвердились.

— Кто ставил эти подписи, должности можно узнать?

— Специалисты, привлечённые для обследования этих домов. Учитывая, что проверка ещё продолжается, поэтому результаты мы разместим на вашем сайте Амур.инфо позднее.

— Получается, уже сейчас установлено, что есть нарушения, значит, некоторые дома действительно незаконно не признаны пострадавшими? По идее люди должны были получить компенсации?

— В процессе ликвидации последствий наводнения органы прокуратуры в постоянном ежедневном режиме работали в этом направлении. Да, выявлялись факты по отдельным муниципальным образованиям, когда несвоевременно проводились обследования домов, когда граждане были лишены доступа к информации. Прокуроры реагировали, вносили представления, и в случаях, когда нарушались сроки рассмотрения обращений граждан, возбуждали административные производства в отношении виновных лиц. У нас таких три административных производства.

— Три, а какие это районы, населённые пункты?

— В том числе Дмитриевка.

— Дмитриевка, а ещё два каких?

— Архаринский и Тамбовский районы.

— Люди поставили подписи, при этом они не имели права так делать, это разве не должностные нарушения? В связи с этими фактами не последует каких-то дальнейших действий?

— По результатам рассмотрения представлений виновным лицам будет дана оценка, и они понесут заслуженное наказание, которое может быть как дисциплинарным, так и административным. На вопрос о том, будет ли дана уголовно-правовая оценка, пока говорить рано, хотя один материал мы уже направили в следственные органы.

— Что это за материал?

— Будет решение – скажу.

— Николай Леонтьевич, сколько сейчас в прокуратуре лежит заявлений от людей, которые считают, что их незаконно обошли стороной – они пострадали, а им компенсацию не дали?

— За этот период к нам поступило порядка 400 обращений, из них около 150 связаны с вопросами выплаты компенсаций. В настоящий момент на разрешении – не лежит, а разрешается – порядка 50 таких заявлений.

— Сколько ушло в суд?

— На сегодняшний день в суд мы направили 35 заявлений в интересах граждан, которые по каким-либо причинам не могут сами воспользоваться своим правом. Это определено 45 статьёй Гражданского процессуального кодекса, в каких случаях прокурор вправе обратиться.

— Социально незащищённые слои населения.

— Совершенно верно.

— У вас есть информация о том, сколько дел люди выиграли в суде – суд признал их действительно пострадавшими, в то время как районные власти не признавали?

— Могу назвать примерное количество судебных решений с момента наводнения и по каким вопросам были эти решения. В суд с заявлениями обратились более 3,5 тысячи человек, люди просили установить факты, имеющие значение для дела.

— Именно по компенсациям?

— Это связано как с компенсациями, так и с выплатами по утраченному жилью. Граждане обращались в суд с просьбой признать их проживающими по месту пребывания, потому что регистрация по месту проживания и регистрация по месту пребывания разнились, в связи с временным отсутствием кого-либо из членов семьи. Так же просили признать право собственности на жилое помещение, если оно ранее в установленном законом порядке не было зарегистрировано.

— Я имею в виду те моменты, когда районные власти не признавали людей пострадавшими, а они таковыми себя считали. Такие дела в суде есть и сколько выиграно?

— Такие иски на сегодняшний день есть. Я не готов сказать, какой процент из них граждане выиграли. Могу сказать, сколько таких исков, заявленных прокурором, рассмотрено и сколько требований прокурора удовлетворены.

— Сколько?

— 22 иска.

— Суд признал, что люди действительно были правы.

— Суд признал граждан пострадавшими и признал за ними право на те или иные компенсации.

— Что дальше?

— По вступлению решения суда в законную силу гражданину на руки выдаётся исполнительный лист, который он вправе предъявить должностному лицу, которое осуществляет контроль.

— Прийти с ним в районную или сельскую администрацию.

— Да, прийти с решением, либо обратиться в службу судебных приставов.

— Хорошо, человек приходит в администрацию, а там ему говорят, что, извините, денег нет. Как люди могут получить то, что им причитается по закону?

— А такие факты у вас есть, что человек пришёл с судебным решением?

— Нет, я предполагаю, что такое может быть.

— Если гражданин пришёл в уполномоченный орган с судебным решением и должностное лицо не исполняет это судебное решение, гражданин вправе обратиться в органы прокуратуры, мы разберёмся.

— Обратная ситуация: сейчас много идёт информации о том, что выплаты получили те люди, которые либо не проживали в своих домах, есть разговоры, что и по знакомству приближённые к местным районным чиновникам, либо как-то не умудрились оформить документы. В этом направлении идёт какая-то работа?

— В настоящий момент на территории Амурской области завершает работу группа финансово-бюджетного надзора, которая проверяет законность и обоснованность тех или иных выплат. Разговоры о том, что кому-то выплатили незаконно, гражданин не имел права на получение этих выплат, такие проверки мы тоже проводим.

— Какие-то результаты уже есть?

— Один материал уже направлен в следственные органы для дачи оценки.

— Как человек умудрился получить компенсацию, если не имел на это права? Интересно, какие схемы используют?

— Представление подложных документов.

— Пока зафиксирован только один такой факт.

— Пока один такой факт. Говорить о том, что кто-то получал по знакомству – нужны факты.

— Пока только разговоры?

— У нас 128 тысяч пострадавших в той или иной мере на территории небольшого муниципального образования. Они, может быть, являются знакомыми уполномоченного лица, которое принимает решение о включении их в списки, представляет эти списки для проверки, для утверждения, а в последующем выплачивает денежные средства, но говорить, что он незаконно их включил…

— Известна и такая ситуация, когда людям сказали, что будут выплачивать из регионального бюджета и федерального, поначалу так и делали, а потом областные власти официально заявили, что теперь выплачиваем либо из регионального, либо из федерального бюджета. Это законно?

— Ситуация, когда выплачивались денежные средства из регионального бюджета, была связана с опережающим нормативным регулированием.

— Это была идея местных властей.

— Мерами органов государственной власти области оказать гражданам поддержку незамедлительно.

— Что изменилось потом?

— Все эти компенсации связаны с утратой предметов первой необходимости. В связи с созданием указа президента, а в последующем постановлений, где чётко сказано.

— От 31 августа.

— Да, где чётко сказано, что гражданин имеет право один раз получить государственную поддержку. На сегодняшний день граждане, которые включены в списки пострадавших от наводнения, имеют право на единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей из федерального бюджета и на выплату в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости в размере 100 тысяч рублей, но там разные источники финансирования. Проще говорить так, что за частичную утрату, что за полную платят одинаково – 100 тысяч.

— Получается, что часть людей успели получить из двух бюджетов. Не получается ли так, что права тех, кто не успел получить из двух бюджетов, нарушены?

— Насколько мне известно, в производстве областного суда находятся заявления граждан о разрешении этого спора, поэтому я пока не буду комментировать. Будет решение суда.

— К вам такие заявления поступают?

— К нам – нет.

Мы говорили о компенсациях, о проблемах, которые возникают в связи с получением компенсаций. Это были «Простые вопросы», и у нас в гостях – прокурор Амурской области Николай Пилипчук. Благодарю вас за внимание, до свидания!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2013/11/06/3321.html