«Простые вопросы»: Светлана Аббакумова, начальник управления образования Благовещенска

Ведущая — Наталья Шлямова:

Добрый день, это «Простые вопросы»! В канун Дня защиты детей российских школьников подвергли довольно странному анкетированию: их попросили ответить на вопросы о половом воспитании. Как это произошло и что за факт наблюдался, мы попросили рассказать Светлану Викторовну Аббакумову, начальника управления образования администрации Благовещенска.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте.

— Это была рядовая группа школьников или какая-то экспериментальная?

— Данное мероприятие проводилось на основании подписанного протокола намерений между народным правительством города Хэйхэ и администрацией города Благовещенска. Были согласованы элементы проведения детского обмена, также программа. 24 года осуществляется обмен детскими делегациями между городом Благовещенском и городом Хэйхэ. Впервые за этот промежуток времени китайской стороной без какого-либо согласования и уведомления была осуществлена попытка тестирования наших детей.

— Вы видели эту анкету? Она выглядит так, извиняемся за её состояние, потому что для детей эта анкета никакой ценности не представляла. Вопросы вы читали?

— Да, конечно, я видела анкету и все вопросы читала. Хочу дать пояснения именно по данному листку: традиционно в программе визита, который был согласован по времени и месту проведения, стояло посещение школ города Хэйхэ. Мы прибыли в первую экспериментальную начальную школу, где была вся делегация русских детей – 519 человек, 10 человек официальной делегации и 74 взрослых, сопровождающих непосредственно детей. Детей развели по кабинетам, и началась традиционная игровая программа, которая была подготовлена китайской стороной, то есть в кабинетах не начали работу с этого анкетирования.

— Экспериментальная школа не предполагает экспериментальности в половом воспитании.

— Естественно. Именно это не было предусмотрено. Почему эти анкеты попали в руки детей, это справедливо больше всего волнует и возмущает родителей, и я согласна с этим. Анкеты не выдавались с объявлением: «Уважаемые дети, мы вам предлагаем…»

— Как это делается у нас в школах.

— Да, разница в методике, то есть это была игровая технология, когда дети в каких-то кабинетах занимались бумагопластикой, в каких-то – играли в подвижные игры вместе с китайскими детьми. Программа в каждом кабинете была различной. Во время этой игровой программы в кабинеты зашли китайские преподаватели с листочками голубого и розового цветов и ручками.

— Девочки-мальчики, наверное, так?

— Да. Текст был десятого, а не четырнадцатого шрифта, очень мелкий. Преподаватели находились в кабинетах вместе с детьми, но так как во время игры выдавались листочки с ручками, то преподаватели посчитали, что сейчас начнётся второй этап игры – возможно, что-то будут складывать, вырезать, обводить какие-то контуры. Когда дети начали читать и что-то помечать ручками, преподаватели сразу же обратили на это внимание и предотвратили анкетирование. Прочитать вопросы успели не более 20 % детей – только старшеклассники, малыши даже не успели прочитать анкету. Мы благодарны педагогам, которые находились рядом с детьми, больше пяти минут анкеты не были в руках детей. Только единицы успели поставить галочки – кто-то механически, чтобы это их не отвлекало от основного действа игры, а кто-то осознанно успел прочитать, что вызвало негодование и вопросы к педагогам.

— Во-первых, анкета не анонимная, возможно, в Китае это нормально – закон о персональных данных либо в другом виде, либо его вообще нет. Анкета умещается на двух страницах, вопросы которой начинаются от таких, как «Ты толстый в классе или худой?» до – «Готов ли ты принять развитие своей груди?», то есть довольно персональные вопросы. Для начала я предлагаю послушать впечатления ребёнка, который заполнял эту анкету.

Все смеялись, говорили, что вопросы какие-то странные, но никто их всерьёз не воспринял, а преподаватели немножко насторожились и не поняли, зачем это нужно. Всем было интересно и непонятно, для чего это.

— Да, главный вопрос: зачем всё это было нужно? Вопросы здесь есть вполне гинекологического плана.

— Преподаватели незамедлительно забрали эти анкеты, как только увидели, что в них, поставив в известность официальную делегацию, которая в это время проходила по другим кабинетам. Когда мы зашли в кабинеты, этих анкет уже не было, значит, прошло даже меньше 2-3 минут. Сразу же главой делегации были предъявлены претензии китайской стороне, и китайская сторона сразу же устно извинилась перед нами, сказав, что обязательно направят письменные извинения. Первое, что было неправильно сделано китайской стороной, несогласованность действий, то есть никаких моментов в протоколе намерений, в программе не прописано и не обсуждалось.

— Вы указали на это?

— На это было указано. Подвергнуть тестированию наших детей они не имели права, даже в элементах шуточного или какого-то игрового материала, все эти действия строго согласовываются. 31 мая от Канцелярии иностранных и миграционных дел Народного Правительства города Хэйхэ получено письмо с извинениями. Кроме того, утром, 31 мая, так же были поставлены в известность и прокуратура города Благовещенска, и министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства, министерство образования и науки Амурской области.

— Анализ таких поездок проводится всегда?

— Обязательно.

— Эту тему подняли журналисты. Если бы этого не случилось, возможно, никто бы и не знал об этом, данная работа не была бы освещена и прошла в рамках чиновничьих переписок.

— Эта работа началась раньше, чем была поставлена в известность общественность. Мы так же чувствуем всю меру ответственности за наших детей, поэтому сегодня, пользуясь случаем, я хочу принести официальные извинения родителям от администрации города Благовещенска и свои личные, дети которых были подвергнуты такому тестированию. Приношу извинения и от китайской стороны, которая свои официальные письменные пояснения уже направила. Надеюсь, что мероприятие детского обмена продолжится и в дальнейшем, что китайская сторона будет строго соблюдать элементы протокола и больше не допустит каких-либо несогласованных действий.

— Получилась какая-то неуклюжая услуга, которая была оказана, и в будущем она будет исключена.

— Услуга в качестве организации была оказана согласно протоколу и исполнена безукоризненно.

— Имею в виду анкетирование.

— Этот элемент, который был внедрён в игровую программу для детей, конечно, сразу возмутил нашу сторону, и мы были вместе с детьми, и рядом с детьми, поэтому отреагировали незамедлительно и не дали возможности китайской стороне провести это тестирование так, как они хотели.

— Спасибо большое, что вы пришли к нам в студию, несмотря на такой международный вопрос. Спасибо за открытость. У нас в студии была Светлан Викторовна Аббакумова, начальник управления образования администрации Благовещенска.

— Спасибо большое.

— Спасибо, что нас смотрели.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2013/06/04/3111.html