Ведущий — Артем Александров:
Как правило, ни одно большое мероприятие в городе не обходится без звукового сопровождения. Сегодня мы поговорим о звуке. У нас в гостях человек, чье имя, по крайней мере, у меня ассоциируется с усилителями и микрофонами, Константин ФАТЬЯНОВ.
— Как правильно называется то, чем ты занимаешься?
— Такой человек называется «инсталлятор». Он устанавливает оборудование – свет и звук, для того, чтобы пришел звукорежиссер, отвечающий за звук. Звукорежиссер приходит на готовое оборудование, которое выставлено, настроено должным образом, и получает звук, необходимый исполнителю.
— Серьезная работа. Этому где-то учат?
— Да, этому учат в Москве, в Питере, за рубежом, но рядом с нами таких специалистов не готовят. Может быть, только если в Хабаровске.
— У тебя есть специальное образование?
— У меня нет специального образования, но у меня есть высшее инженерное образование, полученное в Амурском государственном университете.
— Полученных знаний достаточно для работы?
— Хотелось бы больше, но пока нет такой возможности. Мы к этому идем.
— В этой сфере специальное образование играет большую роль или достаточно просто хорошего оборудования?
— Не буду лукавить, образование играет большую роль. Пока нет возможности ехать далеко за получением специального образования, но мы к этому стремимся.
— Как давно ты занимаешься инсталляцией?
— Уже 15 лет. На более серьезном уровне, – площади, стадионы, – работаю четыре года.
— Сколько тебе сейчас лет?
— Мне в этом году исполнится 27 лет.
— Получается, ты занимаешься инсталляцией с 12 лет?
— Первую свадьбу мы провели за деньги, когда мне было 12 лет. Мы получили за это 80 рублей. Оборудование было фирмы «Вега», я до сих пор с уважением отношусь к этим колонкам. С этого все и начиналось. Тогда у людей не было таких запросов, поэтому такого оборудования хватало, чтобы провести мероприятие.
— 15 лет назад все было проще, и «инсталляцией» это никто не называл.
— Да, это была просто свадьба с музыкой из колонок.
— Что сегодня есть такого, чего не было пусть не 15, а пять лет назад?
— Не было такого оборудования, как линейные массивы. Может быть, это оборудование уже и существовало, но только в этапе разработки. Это совсем другой подход к звуку, другая направленность – звук получается не за счет огромной мощности, а за счет звукового давления, каких-то технических параметров акустических кабинетов, усилителей, динамиков. Шоу-бизнес сильно развивается, и оборудование развивается вместе с ним.
— В Благовещенске есть необходимость в таком сильном звуке?
— Да, у нас есть такая необходимость. Если город хочет видеть и слышать российских и мировых звезд, то для приема звезд необходимо нормальное техническое обеспечение.
— Тебе приходилось работать со звездами?
— Приходилось, но не так, чтобы полностью обеспечивать концерт. Технически мы участвовали в концерте «Арии», Розенбаума и еще некоторых известных исполнителей. В основном мы занимаемся городскими мероприятиями, потому что в Благовещенск редко приезжают знаменитости. Это происходит от того, что недостатков в техническом обеспечении концертов. Я бы хотел поговорить о понятии «райдер».
— Об этом хотелось бы поговорить. Дело в том, что сейчас ходят слухи о звездах российской эстрады. Говорят, они отказываются от выступления в последний момент по той причине, что их не устраивает звук. В твоей работе были какие-то интересные моменты, казусы?
— У нас такого не было. Вообще, есть такое понятие, как «райдер» – это перечень требований, выставляемых исполнителем к организаторам концерта. Эти требования разделяются на три части: бытовой райдер, то есть бытовые требования; требования к сцене и требования к техническому обеспечению. Начну с самого насущного – со сцены. У нас в городе нет нормальной сцены, которая позволяла бы приглашать на нее серьезных артистов.
— Ты говоришь про выносную сцену или про помещения?
— Про выносную, которую можно поставить на площади или на стадионе. Это большая проблема. Вторая проблема заключается в том, что певцы, как все выступающие, очень капризные люди, и для них очень важна бытовая часть райдера. Например, им бывает нужно именно 100 полотенец или алкогольный напиток какой-то определенной марки и выдержки.
— Бытовая часть индивидуальна, как у каждого человека. А вот с точки зрения техники?
— Я думаю, технических средств Благовещенска достаточно для того, чтобы озвучить звезд российского масштаба. А такие звезды, как, например, «Scorpions», предъявляют к оборудованию более строгие требования. Может быть, в чем-то излишне строгие. Если не выполнить поставленные ими требования, артисты просто не приедут.
— Даже если собрать звук со всего Благовещенска, этого все равно не хватит для проведения концерта?
— Не получится, потому что оборудование должно быть одной марки. Это условие необходимо для того, чтобы звук получился ровным, правильным. А если собрать разное оборудование – получится солянка и уже не райдерный вариант, не подходящий для исполнителя.
— Если приезжает звезда большой величины, оборудование приходится откуда-то заказывать?
— Смотря какого масштаба звезда.
— Например, те же «Scorpions»?
— Я думаю, они потому и не приехали в Благовещенск. У нас нет технических возможностей для проведения их концерта.
— Твой самый удачный концерт, самое удачное мероприятие?
— На мой взгляд, самым удачным мероприятием стало проведение дня молодежи, который недавно прошел на площади. Весь звук и свет, которые там были, предоставлял я.
— Каким был твой самый неудачный концерт?
— Было и такое, у всех бывает. Для меня это концерт Доктора Албана. Я не могу сказать, что мне было стыдно за этот концерт. Мы купили на него билеты и накануне концерта узнали, что нам надо будет заниматься его обеспечением. Звук не привезли и нам пришлось, как ты говорил, «собирать оборудование со всего города». Естественно, ничего хорошего из этого не вышло, но концерт все-таки состоялся. У меня до сих пор сохранился этот билет, как символ того, что мы через это прошли.
— Где в Благовещенске самый качественный звук? Не берем во внимание выносные площадки.
— Отличный звук в нашем ОКЦ. Там прекрасное оборудование, этот зал входит в десятку лучших концертных залов России.
— А в ночных клубах бываешь, наверное? Я не могу там долго находиться, потому что звук очень громкий и явно некачественный.
— Да, с клубами все хуже, потому что обычно отношение к звуку в клубах называется «и так сойдет».
— Площадь имени Ленина – все масштабные мероприятия проходят именно там. Но говорят, что в принципе, на этой площадке невозможно сделать нормальный звук. Так ли это?
— Сделать идеальный звук на этой площадке практически нереально. Но при постановке сцены «спиной» к гостинице Юбилейная можно добиться неплохого звука.
— Почему сейчас нельзя этого сделать?
— Потому что сцена стоит под углом и получается тройное отражение – от здания администрации, мэрии и от «Юбилейной». Происходит большая тройная задержка и возникает эхо. В результате это приводит к «грязному», некачественному звуку.
— Сколько стоит оборудование, о котором ты сегодня рассказывал? Например, усилители, колонка. Меня, как ведущего, интересует стоимость хорошего радиомикрофона.
— Они стоят по-разному, под каждого человека можно подобрать микрофон. В среднем, микрофоны стоят от 18000 рублей и до бесконечности. Есть микрофоны на инструменты, на барабаны – это совсем другая статья.
— Во сколько обойдется постановка звука для концерта на площади имени Ленина?
— Все зависит от запросов артиста и от нашей городской техники. Городское мероприятие, если оно проводится без живого звука, может обойтись в пределах 100000 рублей. Это только звук, если со светом, то стоимость такого концерта будет еще выше. Все зависит от набора приборов.
— Костя, спасибо за то, что заглянул к нам в гости. Получилась очень интересная беседа.
Сегодня у нас в гостях был один из лучших инсталляторов Благовещенска, Константин Фатьянов.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/07/15/1074.html