«Простые вопросы»: Джим Харрис, вице-президент Международного журавлиного фонда (США)

Ведущий — Сергей Логвинов:

В 1973 году на пожертвования частных лиц неподалеку от городка Барабу в штате Висконсин США был открыт первый журавлиный питомник. Этот год фактически стал точкой отсчета в организации Международного фонда журавлей. 35 лет ученые-биологи всего мира борются за спасение самых красивых пернатых на планете. «Неба высокого крылатое творенье» — так величали якутские сказители журавля.
Сегодня у меня в гостях вице-президент Международного журавлиного фонда, наш американский гость Джим ХАРРИС.

— В этом году вашему фонду 35 лет. Вы и ваши коллеги делаете все для того, чтобы этот вид птиц размножался. Эти годы не прошли даром?

— В 1973 году, когда мы начинали нашу работу, многое не было известно о журавлях. Наша работа может быть названа успешной, потому что, во-первых, у нас в журавлином фонде сейчас содержатся все 15 видов журавлей, которые есть в мире; во-вторых, мы освоили техники содержания птиц в неволе, размножения птиц в неволе. Кроме того, мы проводим программу по всему миру, и для нас очень важна и программа по сохранению журавлей, созданная совместно с российскими природоохранниками. Поэтому я могу сказать, что эти годы не прошли даром.

— Чем вас привлекают эти птицы?

— Красивые, древние, у них очень сложное и очень красивое поведение для наблюдений. Журавли очень важны в культурах многих народов мира. На самом деле поведение журавлей очень необычное. Родители остаются с птенцом либо с птенцами, они ведут его на зимовки на юг Китая либо в Корею. Они заботятся о своем потомстве весь год и затем снова приводят их на места гнездования.

— Вы упомянули Китай. Я знаю, что вы очень часто бываете там в командировках. Я также знаю, что в Китае очень большая популяция черношейных журавлей. Их там почти 2/3 от всех журавлей в мире. То, что в Китае так много журавлей — это экологические особенности местности, или это забота китайских властей, и птицам там просто комфортно?

— Черношейные журавли – это единственный вид журавлей, который живет на очень большой высоте. Они живут в горах Тибета, а так как Тибет расположен в основном в Китае, то и основная популяция черношейных журавлей находится в Китае. С 1990 года популяция этого вида увеличилась вдвое. Здесь можно рассматривать разные факторы, в том числе и потепление климата — вид себя чувствует уютнее. Не последнее место, возможно, занимают и природоохранные программы, которые проводит Китай.

— Амурской области тоже повезло с журавлями. У нас есть Хинганский заповедник и Муравьёвский парк – два места, где присутствуют эти красивейшие птицы. Как вы оцениваете работу амурских ученых?

— Работа российских, точнее амурских ученых помогла не только лучше узнать состояние популяции разных видов здесь и в других местах, но и помогла лучше понять поведение журавлей. Эта работа дала хорошую пищу для размышлений биологам и специалистам по журавлям во всем мире.

— Кто лучшие специалисты в заботе о журавлях – русские или китайцы?

— Я должен вам сказать о том, что моя жена – специалист по журавлям. Она китаянка.

«Журавли ломают стереотипы, ломают границы. Мы можем работать с разными странами и находить понимание благодаря этим птицам»    
 
 

— Так вот почему вы часто ездите в Китай!

— Я сейчас неловко себя чувствую, потому что должен отвечать на этот вопрос.
Но русские исследователи-полевики имеют лучший уровень подготовки, они больше времени проводят в поле, и, естественно, это не может не сказаться на результатах исследований. Поэтому я могу сказать, что школа и исследователи в России очень хорошие. Но ситуация в Китае улучшается очень большими темпами.

— Ваша супруга, она просто супруга, которая разделяет ваше увлечение, или забота о журавлях — это ее профессия?

— Мы встретились благодаря журавлям. До нашей встречи она уже работала с журавлями, поэтому журавли нас соединили.

— Но она живет с вами в Америке?

— Она живет в Харбине, а я полгода живу в Харбине, полгода – в Америке.

— Харбин очень интересный город.

— Да, и мне очень удобно оттуда приезжать сюда.

— Вы знаете, что Харбин построен русскими людьми?

— Да.

— Есть в мире страны, которым наплевать на заботу всего мира об этих красивейших птицах?

— Я должен сказать, что это зависит от общего состояния страны. Если в стране тяжелое положение, люди голодные, какие-то войны, то и основное внимание уделяется вот этим проблемам.

— Я думаю, что вы имеете в виду Афганистан, где идут боевые действия, не хватает еды и, к сожалению, журавли являются предметом для того, чтобы прокормиться.

— Один из примеров – Афганистан. Другой – это Северный Пакистан, где тоже идут войны и на журавлей охотятся как на источник пропитания. Еще одна страна – это Судан в Африке.

— Но есть и другие примеры. Я знаю, что вашим другом является Джордж Арчибальд, основатель этого фонда. В Интернете фигурирует рассказ о том, как он однажды, никого не предупредив, собрал рюкзак и уехал в Иран. Его арестовали на границе, начали допрашивать и хотели вернуть обратно. Но он так увлеченно начал рассказывать о том, что изучает журавлей и хочет найти их здесь, что его оставили и даже препроводили до места назначения. Такие случаи вас радуют?

— Журавли ломают стереотипы, ломают границы. Мы можем работать с разными странами и находить понимание благодаря этим птицам, потому что такие птицы у нас.

— Вы часто наблюдали за журавлиными танцами?

— Сегодня утром в Муравьёвском парке.

— Уже прилетели?

— Они больше танцуют весной и осенью.

— Вы умеете копировать их пение?

— Извините, у меня шея недостаточно длинная (смеется)

— Что нужно для того, чтобы заботиться о красивейших птицах на планете, только деньги – и все, проблемы будут сняты?

— Я бы сказал, что самым важным фактором в сохранении журавлей является вода. Если будет вода в водно-болотных угодьях, значит сохранятся места обитания, в которых есть журавли. Сохранение мест обитания – это первостепенная задача.

— Но еще нужно немножко человеческой заботы?

— И это совершенно верно.

— Вы увлекаетесь очень красивыми птицами, значит, делаете все, чтобы на Земле было красивее. Ведь если не будет этих птиц, будет серо и некрасиво. За это я хочу вас поблагодарить и пожелать вам удачи и успехов.

— Спасибо большое.

— Спасибо за беседу.
У меня в гостях был вице-президент Международного журавлиного фонда, наш американский гость Джим Харрис.

 

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/04/28/1014.html