«Простые вопросы»: Анатолий Колтиков, участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке

Ведущий — Александр Ярошенко:

Добрый вечер! Сегодня у нас особый эфир. В этот предпраздничный день Святой Победы наш гость – фронтовик, который прошёл дорогами войны с первого до последнего её дня. К нам в студию на четвёртый этаж поднялся человек, которому в этом году исполняется 90 лет.
Гость «Простых вопросов» – фронтовик Анатолий КОЛТИКОВ.

— Здравствуйте, Анатолий Гаврилович!

— Здравствуйте.

— Вначале разрешите от имени телекомпании «Альфа-канал», от всех наших телезрителей подарить вам этот букет цветов и поздравить вас с праздником Святой Победы. Спасибо вам огромное!

— Спасибо!

— Анатолий Гаврилович, где вас застала та война?

— Война застала меня в городе Пятигорске. Хотя службу я начал в 1940 году в Краснодаре. Затем был переведён в Пятигорск, где проходили курсы радистов. А так как я знаком с электричеством, радио, меня зачислили на эти курсы. И вот там меня застала война.

— Как вы думаете, почему мы победили в той войне? Враг был сильнее нас вначале, значительно, а советский народ победил его. В чём была наша сила?

— Как известно, наша армия вела справедливую войну, а народ был настроен на победу и добивался её, не щадя своей жизни.

— Мы духом были сильней, я думаю.

— Да, духом были сильней, конечно.

— Это в первую очередь.

— Да.

— А были моменты на фронте, когда казалось, что смерть смотрит не в глаза, а в самые зрачки, что вот всё, всё, но Господь сохранил? Были такие моменты?

— Трудно сказать. Но каждый, в том числе и я, когда день прошёл, вечер, ночь, бой стих, не слышно ни выстрелов, ни бомбёжек, сидели в окопе и думали: «День прошёл, я остался живой». Были такие мысли.

— А в бога верили? Были случаи, когда просили: «Господи, помоги»? Говорят, на войне атеистов не бывает.

— Знаете, я в то время был неверующий…

— Понятно, комсомолец, Советский Союз…

— Да. Надеялся на мощь нашего государства. Тем более в конце 1941 года – начале 1942-го наша армия пополнилась за счёт дивизий, прибывших с Дальнего Востока. Они влились и обеспечили победу наших войск под Москвой в тот период,

— Свежие силы пришли.

— Да. Они с ходу включились в бой, и немцы потерпели поражение.

— Анатолий Гаврилович, я знаю, что вам довелось закончить войну на Дальнем Востоке. И Сахалян, соседний сегодня с нами город Хэйхэ, ваша часть освобождала от японцев. Как это было? Хэйхэ освободили без большого боя, или японцы сильно сопротивлялись?

— 9 августа 1945 года командование нашего пограничного отряда получило приказ из Хабаровска, где в то время были вышестоящие, форсировать Амур, освободить город Сахалян, как он раньше назывался, ныне Хэйхэ, от японцев. Это первая задача. Вторая задача – обеспечить переправу наших войск в этом районе через Амур. Мы эту задачу выполнили. Когда мы выскочили на тот берег – застава городская выбросила нас туда мигом – ожидали, конечно, что будет стрельба. Но этого не было. Наоборот, многие жители с благодарностью, с улыбками встречали нас. У кого была белая повязка, у кого красная, некоторые с подносами. Но нам было приказано прочесать город и после этого собраться на сборном пункте.

— Понятно, это простые китайцы радовались освобождению от японцев. А как японцы, сами солдаты, себя вели?

— Японцы в это время, их подразделения, уже ушли из Сахаляна в направлении укрепрайона.

— Без боя?

— Да. Мы, когда начали прочёсывать город, видели отдельные перебежки японцев, была и стрельба из винтовок. Мы в ответ тоже стреляли, и длилось это часа полтора-два, до тех пор, пока все японские солдаты не эвакуировались за пределы города.

— Товарищ подполковник, знаю, что вы прошли всю войну без единого ранения и без контузии. Редчайший случай.

— Да.

— Как вы думаете, это Господь спас или судьба? Как вы это объясняете сами себе?

— Видимо, судьба. Потому что многие мои товарищи того времени получили ранения, увечья. Многих похоронили в братских могилах. А я вот оказался так…

— Счастливый. А война сегодня снится, или уже память отпустила её?

— Отдельные моменты, конечно, вспоминаются. Но мне больше помнится и во сне даже снится моя служба на государственной границе с Ираном, с Афганистаном. Там много лет я провёл на должности начальника пограничной заставы. Служба тяжёлая, но я её очень любил и поэтому долго держался там.

— Сколько лет охраняли границу?

— Только 12 лет я был непосредственно начальником заставы, а после на других должностях.

— Сколько лет всего?

— Всего 30 лет. Всего служба с 1940 по 1970 год.

— Границу держали на замке 30 лет.

— Да, граница надёжно охранялась.

— Вам совсем скоро 1 июля исполнится 90 лет. Серьёзная цифра. Как вы думаете, в чём секрет вашего долголетия?

— Я думаю, что вся моя предшествующая жизнь, служба в пограничных войсках, связана с физическим трудом.

— То есть постоянно в движении, постоянно нагрузки?

— Да. Причём я лично проводил с солдатами физическую подготовку, и все упражнения, которые по программе были положены солдатам, я выполнял даже лучше их и потом обучал их.

— То есть физически крепкий всегда были?

— Да.

— В День Победы позволяете себе выпить 100 граммов за Победу?

— Я помню, именно в этот день было распоряжение или приказ нашего Верховного главнокомандующего товарища Сталина всем воинам в гарнизонах выдать по 100 граммов водки. И это у нас было выполнено буквально. Стояла канистра с водкой, и старшина угощал. Всё прошло нормально.

— Вы этот приказ выполняете каждый год? 100 граммов водки выпиваете в этот день?

— Да. Безусловно.

— Спасибо большое.
Это были «Простые вопросы» для фронтовика Анатолия Колтикова, который прошёл эту войну с первого до последнего её дня и который на протяжении 67 лет после её окончания безукоризненно выполняет приказ Верховного главнокомандующего – в святой день поднимает 100 граммов за Святую Победу.

Всех с наступающим праздником. Здоровья, добра, благополучия. С Днём Победы. Всего самого доброго. До свидания!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2011/05/06/2059.html