Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! В России прошла очередная перепись населения. Её девиз был несколько пафосным и говорил о том, что России дорог и важен каждый из нас.
Нас посчитали, кто мы, какие мы. О первых результатах минувшей переписи мы поговорим с заместителем руководителя Амурстата Елизаветой Николаевной ГУДИМ.
– Елизавета Николаевна, можете сказать о первых результатах амурского зеркала жизни?
– Правильно вы сказали, что действительно предварительные эти итоги. Численность населения у нас более 800 тысяч человек. И на сегодня мы можем сказать, что это неполная ещё численность, которая будет у нас в области, потому что продолжаются контрольные мероприятия, которые проводят наши инструкторы и заведующие переписными участками вместе с переписчиками. Также и спецконтингенты ещё не сдали нам переписные листы.
– Амурчан становится больше-меньше?
– Амурчан становится меньше.
– Насколько примерно?
– Уменьшение идёт на десять-двадцать тысяч.
– В год?
– Да. Я имею в виду даже с той переписью. В прошлую перепись мы переписали 902 тысячи. Но на сегодняшний день у нас численность населения где-то около 850-860 тысяч.
– Грубо говоря, минус 50 тысяч за восемь лет?
– Возможно. Эти цифры рождаются из того, что на сегодня, кроме того, что будет спецконтингент, будут ещё те люди, которые переписаны в других территориях. В конце декабря мы повезём эти контрольные фишки, и там уже будет ясна численность.
– Скажите, какого населения, городского или сельского, становится больше? Мигрируем?
– С переписи 1979 года у нас уже зарегистрировали рост городского населения, и значительный. По переписи 2002 года было чуть больше трёхсот жителей сельских поселений и 600 – горожане.
– Сегодня?
– Сегодня эта тенденция сохраняется, и это заметно. Растёт численность в городах.
– Деревня убывает?
– Это так. И статистика показывает, что в районах, сельских районах, население значительно уменьшается.
– Парадоксы, тенденции, открытия сегодняшней переписи?
– Следует отметить, что опрос населения – это дорогостоящее мероприятие. И я думаю, что будут задумываться и наши учёные, экономисты, как вопросы эти решать в дальнейшем. А для сегодняшнего дня для России приемлемый только этот вариант, вариант опроса.
– Сколько стоит это удовольствие для России?
– В целом по стране это 17 миллиардов, как и планировали. Но в связи с кризисом эту цифру скинули на один миллиард. И, конечно, для нас сложности были в том, что листы были напечатаны в точном количестве, без всяких практически резервов. Конечно, по всем статьям шло сокращение.
– Без погрешности не поработаешь?
– Да. А здесь, конечно, сложно очень.
– Меня переписчик дома не застал. К сожалению ли, к счастью ли, не знаю, но не застал. Сколько таких нас, недосчитанных, осталось за государственным арифмометром жизни?
– Таких цифр мы сказать не можем. Задачи-то ставили, чтобы до каждого дойти. Но варианты в соответствии с законом о переписи есть. После 25 октября уже по жилищным управлениям можем включить административный ресурс.
– Какой?
– Проверить…
– Обяжете меня переписаться?
– Нет, это исключено. Это общественная обязанность по Конституции. Ни милиция, никто вас обязать не может. Просто в жилищных конторах смотрим: прописка есть, оплата идёт, и кто это платит. И если фамилия зарегистрирована, значит она будет отмечена в переписном листе. Больше никаких сведений от вас не будет.
– Такой гражданин есть, значит?
– Да. Что такой гражданин есть.
– Знаю, что семью моих коллег переписали со слов взрослого сына. Пришёл переписчик, сын был дома. Он сказал, мама такая-то, папа такой-то, образование у них такое-то, языком владеют таким-то. Это правильно?
– Это правильно. Это предусмотрено методическими рекомендациями, которые разработаны в принципе на всех требованиях, которые предъявляет Организация Объединённых Наций. Всё это проверено.
– То есть за меня кто-то может сказать?
– Взрослые члены семьи.
– Но в семьях разные отношения бывают, согласитесь.
– Это мы не разбираем. Мы не психологи, и в общем-то сложно, конечно, здесь.
– В нашу телекомпанию был звонок от одного из переписчиков. Спрашивал: «А правда, что ваш журналист такой-то родился в Запорожской области? Мы его не можем дома застать». Правильно, нет?
– Это неправильно. Вообще-то эти данные не разглашаются. И переписчик в соответствии с документами, которые он подписал, не имеет право разглашать какие-то конфиденциальные сведения. За это могут привлечь к уголовной, административной ответственности.
– Вы беспристрастные профессионалы от статистики, вас или ваших коллег что-то поразило в этой переписи? Может быть, было что-то курьёзное, смешное. Трагическое?
– Были ситуации, когда отправляли по определённому адресу. Это не отнимешь, были случаи буквально во всех наших районах и городах. Были случаи, когда приглашали чай попить, в том числе и выпить. Но мы строго-настрого наказывали. Чтобы не оставались на такие =мероприятия, чтобы потом портфель не потерять.
Конечно, в этот раз нас больше, чем в ту перепись, беспокоили собаки. Законы до сих пор не приняты. Мы, с одной стороны, думаем о гуманности, а с другой стороны, не задумываемся о том, что человека могут покусать.
– Были случаи, когда на переписчиков нападали собаки?
– Конечно, случаи такие были. Просто это заканчивалось, слава богу, постучим по дереву, так, что в больницах никто не лежал именно от покусов собак. Но в данной ситуации нас выручили органы внутренних дел. Участковые работали безупречно. И город Благовещенск, Овчинников, помог, просто спасибо им огромное.
– Я помню, что в предыдущей переписи населения, восемь лет назад, переписчики даже бойкот устраивали. Почему-то портфели не хотели давать, то ли им деньги не платили вовремя. В этот раз всё нормально?
– Спасибо, что вспомнили эту ситуацию. Да, в ту перепись сложность была и в том, что определить заработную плату было, конечно… на откуп отдано. И здесь мы немного получили отрицательный урок.
В этот раз и Росстат продумал всё как следует. Нам поставлены рабочие станции, на которых всё идёт в электронном виде. Договор печатается в электронном виде, уже со степенью защиты, чтобы конфиденциальные данные строго были засекречены…
– Со всеми договоры заключили, рассчитались, народ довольный?
– Договоры заключили, но ещё не рассчитались. Народ, я не знаю, будет доволен или нет. На сегодня хочется думать, что…
– Но портфели сдали все?
– Портфели ещё не сданы, акты ещё не составлены.
– Ещё ресурс в руках у народа?
– Да. Зарплата будет после того, как документы будут подписаны, портфели сданы.
– Есть такое мнение, что статистика – это взрослый вариант в крестики-нолики.
– Это наука. И там все математические методы, которые распространяются на эту науку, конечно, присутствуют. И понятия у нас чисто научные. Абсолютных данных в статистике нет. Это относительные данные.
– Статистика – наука относительная?
– Да.
– Не доказательная?
– Наука относительная, потому что она строится на относительных цифрах. В советское время, конечно, пытались привязать это всё к оперативной отчётности, оперативные данные. Но это неправильно. Это сложно очень сделать, в один день получить данные и свести. Поэтому окончательные итоги переписи будут подведены и выпущены все публикации в 2013 году.
– В 2013-м?
– Да. Все 14 томов, в соответствии с теми вопросами, которые в переписном листе.
– Два года считать ещё будут?
– Конечно. Группировки совершенно разные. Но общие цифры по численности, гендерная статистика, сколько мужчин и женщин, будет уже в апреле.
– Ну хотя бы весной мы узнаем, сколько нас и какие мы.
– Только сколько нас. А уже какие – будем ждать до 2013 года.
– Это были «Простые вопросы» для Елизаветы Гудим. Мы говорили о переписи населения. Конечно, надёжней фактов бывают только цифры. Хотя они тоже – вещь относительная, как сказал сегодня профессионал.
Я желаю всем здоровья, добра. Не теряйте друг друга. Всего вам самого доброго. До свидания!
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/10/28/1799.html