Ведущий — Павел Савинкин:
Здравствуйте. Последние сообщения средств массовой информации, правда, не совсем внятные, вызвали в городе повышенный интерес к космосу. На улицах даже заговорили о том, что у нас, вероятно, будут готовить чуть ли не космонавтов. А художники уже готовят эскизы монументов будущим, скажем так, освоителям, покорителям космоса. У нас в гостях ректор Амурского государственного университета Елена Астапова. Именно в этом учебном заведении планируется подготовка специалистов по космосу.
– Добрый вечер. Елена Степановна. Я, вполне возможно, где-то неправильно что-то сказал – специалистов ли по космосу или специалистов, которые будут работать на космодроме. Суть не в этом. А вот правда, что скоро с орбиты наши земляки будут нам улыбаться?
– Добрый вечер, Павел Андреевич. Я думаю, нашим землякам многое по плечу, в том числе и улыбаться с орбиты…
– Гагаринской улыбкой!
– Да (улыбается).
– Как сказано в прессе, во вверенном вам университете в этом году будет обеспечено поступление 50 абитуриентов. Конечно, возникает вопрос – на какие специальности? Какая это будет специальность?
– Мы планируем начать подготовку по специальностям, связанным с космосом. Их будет несколько. Планируем отлицензировать эти специальности на инженерно-физическом факультете. Сейчас достигнута договоренность, подписано два трехсторонних договора. Для того чтобы не терять время и начать подготовку специалистов уже в этом году, подписаны договоры, суть которых в следующем: Амурский государственный университет принимает на первый курс инженерно-физического факультета абитуриентов и занимается с ними по специальностям общепрофессионального цикла, по специальностям естественнонаучного цикла и по циклу гуманитарных дисциплин.
– Эти абитуриенты будут приняты не в ущерб тем, которые уже есть?
– Нет, конечно. Если в прошлом году мы включали в заявку для инженерно-физического факультета по специальности «физика» около 20 мест, то в этом году мы планируем заявить 65 с учетом новых специальностей.
– Ничего, если мы заглянем в будущее? Труженики космоса – не только космонавты, не только те, кто сидит, условно, в Центре управления полетами. Это масса профессий. Будут ли они на базе вашего университета, скажем так, культивироваться?
– Можно сказать, что мы уже сейчас готовим специалистов такого уровня, для космоса, потому что это должны быть специалисты-психологи, а они у нас есть; это должны быть специалисты, связанные с энергетикой, а у нас на энергетическом факультете уже готовят специалистов по энергетическим системам; конечно, здесь своя специфика. То есть целый ряд специальностей у нас связан с космосом.
– Понятно. По сути, вы уже космический университет.
– Да (смеются).
– Елена Степановна, космодром – это, бесспорно, стратегический объект. Будут ли абитуриентов специально тестировать, проверять на всё – на психологическую и физическую совместимость, здоровье, толерантность, социальную благополучность, то есть на всё то, что делается, условно, в спецслужбах?
– Нет, не будут. Наша задача заключается в том, чтобы мы набрали на специальности, связанные с космосом, ребят, которые хотят заниматься, у которых есть склонность к инженерным изысканиям, которые любят физику, математику, информатику и хотят работать в этом направлении. Поэтому на этапе вступительных экзаменов к ним такие же требования, как ко всем остальным абитуриентам. Отбор будет происходить позже, уже на третьем курсе, когда лучшим студентам будет предложено продолжить обучение. Конечно же, у них будет конкурс по успеваемости, это будут лучшие студенты. Им будет предложено пройти дальнейшее обучение в Московском авиационном институте и получить диплом этого института по специальности «Космические летательные аппараты и разгонные блоки». Часть студентов будет продолжать обучение в Южно-Уральском университете по специальности «Стартовые и технические комплексы раке и космических аппаратов». В дальнейшем при устройстве на работу, конечно, будет также отбор, но это уже не наша функция.
– Понятно. Я вот еще о чем хотел спросить: а не придется ли вам по ходу неким образом переориентироваться – приглашать, скажем, иных преподавателей, искать какую-то литературу и так далее? А новые преподаватели – это, естественно, новое финансирование, это поиски жилья, масса других каких-то проблем…
– Нет, не придется. Мы уже сейчас согласовали, у нас в гостях находился ректор Южно-Уральского государственного университета Шестаков Леонид Александрович, сейчас находится проректор Московского авиационного института Куприков Михаил Юрьевич. Мы согласовывали учебные планы, посмотрели, что наши специалисты могут обеспечить 2,5 года обучения. Кроме того, мы очень серьезно подходим и к обеспечению литературой. Посмотрели в библиотеке, что есть, чего нет. Сделали заявку на журналы, которые необходимо выписать, кроме того, мы обратимся в эти институты, и к 1 сентября к нам уже поступит необходимая учебная литература. Некоторые учебные пособия мы планируем закупить в этих институтах.
– Вы сказали, что после двух с половиной лет обучения студенты поедут продолжать обучаться в Московский авиационный институт, Южно-Уральский университет. А продумана ли уже сейчас система их жизнеспособности в чужих краях – их финансирование, проживание и так далее? Человек может быть талантливым, способным, но в чужие края не захочет ехать по разным причинам.
– Именно исходя из этих соображений мы и планировали всю предстоящую работу. Именно поэтому мы предложили такой вариант, чтобы наши местные ребята могли получить это хорошее образование. 2,5 года они будут учиться здесь, затраты будут минимальными. Далее в трехстороннем договоре, который был подписан 9 апреля в Москве в представительстве Амурской области, прописаны обязательства со стороны правительства Амурской области. Договор заключен между правительством Амурской области, Амурским государственным университетом и Южно-Уральским государственным университетом. Это один договор, а второй, аналогичный – межу правительством, Амурским университетом и Московским авиационным институтом. И в каждом из этих договоров прописаны обязательства правительства Амурской области. Правительство обязуется содействовать обеспечению прохождения практик студентов и заниматься их трудоустройством.
– Предполагаемый и уже чуть ли не объявленный набор по специальностям, связанным с космосом – не есть ли это своеобразный захват общей научной территории, не является ли это некой глобализацией, грядущим объединением вузов под единой маркой, под единым брендом АмГУ?
– Я бы не называла это научным захватом. Мы успешно сотрудничаем со всеми вузами нашего города, успешно сотрудничаем со многими академическими институтами. Я считаю, что в науке тесно не бывает. В общем-то, неважно, кто первый начал, кто не первый – главное здесь объединение усилий, и мы готовы сотрудничать со всеми в рамках научных договоров о сотрудничестве. Необязательно нужно всех присоединять. Речь об этом не идет. А вот о том, что центр будет в Амурском университете, можно говорить. Это уже ясно.
– Мы с вами говорили о тех, кто будет поступать после школы, очное обучение. А могут ли у вас быть заочники, условно те люди, которые хотят неким образом что-то изменить в своей жизни, поменять профессию?
– Именно по этим специальностям заочное обучение не предполагается.
– Мне не повезло. Я так хотел получить у вас специальность космического журналиста!
– Но для этого мы можем организовать курсы повышения квалификации, например (улыбается).
– Спасибо вам за интересную беседу.
У нас в гостях была ректор Амурского государственного университета Елена Атсапова. Вам всего доброго. Наши звезды стали к нам ближе!
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/04/24/1283.html