“Простые вопросы”: Василий Казаков, президент федерации танцевального спорта Амурской области

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Умеете ли вы танцевать румбу? Или самбу? А слоу-фокс? Спортивные бальные танцы – это спорт или искусство? Тренер, танцор, руководитель танцевального спортивного клуба и президент федерации танцевального спорта Амурской области Василий КАЗАКОВ – сегодня гость программы «Простые вопросы».

– Не могу поверить, что на днях вам исполняется 60 лет. Это правда?

– Сам не верю (смеется).

– Сколько вам лет по ощущениям?

– Если сказать нескромно, ощущаю себя лет на 40.

– Никак не больше. Хватает энергии, задора. Сейчас вы танцуете или только тренируете спортсменов?

– Когда тренирую, двигаюсь достаточно много. Конечно же, в конкурсных танцах я уже не участвую – на это просто нет времени.

– Говорят, что все из детства. Я знаю, что в детстве вы занимались совсем не спортивными бальными танцами, а спортивной гимнастикой. Тогда бальные танцы были таким «буржуйским» искусством, пришедшим к нам с «гнилого запада». Расскажите, где и как вы впервые столкнулись с бальным танцем, где вы увидели и полюбили это искусство?

– Я сам много думал на эту тему – когда же у меня началось увлечение бальными танцами? До армии я очень серьезно занимался спортивной гимнастикой, был кандидатом в мастера спорта. Потом получил серьезную травму, после чего с трудом, но все-таки попал в армию и был очень счастлив, что мне это удалось. В течение первых же дней после армии я совершенно случайно попал на урок в школу бального танца. Сходил раз, другой – и увлекся.

– Это тогда было не очень распространено?

– Тогда только начался бум – это был 1970 год. В городе Горький – это моя родина, – был бум! И тогда я увлекся, и фактически, танцы перевернули мою жизнь. Через два года я уже ничего другого для себя не представлял. С 1972 года я полностью перешел на занятия бальными танцами.

– Все случайное неслучайно.

– Да, наверное, так.

– Мне кажется, невозможно заниматься бальными танцами без внутреннего стержня, без внутренней культуры. В танце есть благородство, красота и аристократизм. Не думали ли вы, что в вас заговорила ваша «белая кость», ваше непростое, непролетарское происхождение?

– Трудно сказать. Время было сложное; я, к огромному сожалению, не очень далеко знаю историю своей семьи. Знаю только, что мой прадед – у нас есть его фотография, – 1890 год, служил кавалергардом в Санкт-Петербурге в охране царя и имел рост 2.05 метра. На мне природа отдохнула – у меня рост всего 165 сантиметров.

– Василий Павлович, правда, что у вас вообще нет высшего образования по специальности?

– По специальности в те времена в Советском союзе не было ни одного учебного заведения. Где-то в период с 1984 по 1987 годы при государственной студии театрального искусства ГИТИСа имени Луначарского в Москве впервые открыли отделение бального танца, которое я окончил. Также это отделение окончили все наши первые педагоги того времени. Пожалуй, по специализации это все. У меня есть диплом о специальном образовании, не высшем.

– Сколько учеников было и есть у вас за это время?

– Подсчитать невозможно. Мои ученики есть в Горьком, в Нижнем Новгороде. Многим из них уже давно за 50. Огромное количество учеников живут в Комсомольске-на-Амуре, и в разных странах.

– Не считали?

– Не считал, но несколько сотен точно.

– Можно ли научить бальному танцу простой дрессурой, повторением изо дня в день?

– Можно, но это скучно. Вы говорили, что бальный танец – это и спорт, и искусство. Я всегда считал и считаю, что по организационной структуре хорошо, что это спорт. Проводятся регулярные соревнования на разных уровней; есть система соревнований. Может быть, не все в ней совершенно, что-то, возможно, нужно менять и совершенствовать, но по духу танец двоих людей – это, безусловно, область чувств, искусства, красоты и грации. Мне кажется, нужно учить не только передвигать ногами, а очень и очень многим качествам. Поэтому дрессура – это не мое.

– Какой ваш любимый танец?

– Современный спортивный танец – это две программы. Пять танцев европейской программы: два вальса (медленный и венский), два фокстрота (медленный и быстрый) и танго. И пять латиноамериканских – самба, румба, ча-ча-ча, пасодобль, джайв. Все десять танцев абсолютно разные.

– Если бы вам сейчас предложили: станцуйте любимый танец. Что бы вы исполнили?

– Наверное, медленный фокстрот.

– Какой танец самый трудный?

– Медленный фокстрот (смеется).

– Какие ваши личные достижения в спортивных бальных танцах, как танцора?

– Последний раз я участвовал в конкурсе бального танца именно как спортсмен, во Втором всероссийском фестивале бального танца. Тогда еще слова «спортивные танцы» были под большим запретом. Я тогда прошел в полуфинал.

– Правда ли то, что в последнее время бальный танец у нас в городе стал настолько популярен, что в клуб бывает порой даже трудно записаться? В частности, в ваш клуб, в «Викторию»?

– Лет пять – я уж не говорю дальше, – назад подавляющее большинство из записываемых составляли дети. Причем, дети младших возрастов. Да и сейчас записываются. Только сейчас больше, чем детей и молодежи, записывается взрослых. Последний пример был просто уникальный: взрослая группа (35-40 лет). На первое занятие пришло 11 мужчин и 7 женщин.

– Действительно, мужчин сложно затащить на танцы.

– И мы были просто поражены. Естественно, мы сразу и очень быстро для всех этих мужчин нашли дам. Разумеется, то, что стало много желающих танцевать, связано с популяризацией спортивного танца в России. По телевидению показывают телепередачи и конкурсы. Но это не только в Благовещенске, по всей стране растет количество желающих танцевать. Настал большой бум! Я считаю, что это очень хорошо, особенно в малых городах, где не так уж и много хороших, больших, красивых увлечений, радующих душу и развивающих тело.

– Вы только что вернулись из Японии, где выступали наши ребята и опять что-то привезли.

– Уже четыре года мы выезжаем на конкурс, который называется «Гран-при город Осака». Это такой небольшой, миллионов на десять, город в Японии. Три года мы привозили оттуда и кубки – первые места, и вторые, и третьи. У нас была одна молодежная пара – Семеновский Богдан и Суздальцева Оля. В номинации «Европейский танец» они стали вторыми из 39 участников и привезли серебряные медали. Это был очень сильный и хороший конкурс. В латиноамериканских танцах они стали седьмыми – я считаю, что это очень хорошо.

– На ваш юбилей, который состоится 22 апреля, приедут ваши друзья из Японии и их других регионов. Скажите, что за праздник такой предстоит? Почему к вам слетаются пары, судьи, танцоры? Что вы планируете организовать?

– Я считаю, что мне в жизни очень повезло со всеми моими учениками, кто еще продолжает жить в мире танца – их очень много! Они являются великолепными тренерами, воспитавшими чемпионов России. У нас с ними хорошие дружеские отношения. И у нас здесь, на Дальнем Востоке, и в других регионах, и даже в других странах много учеников работает. Поэтому многие из них, у кого есть возможность, приедут сюда.

– 22 апреля будет ваш юбилей, а на следующий день…

– А 23 апреля состоится красивый гала-концерт. Приглашаю всех!

– Василий Павлович, мы сможем увидеть вас на сцене? Не в качестве судьи, не в качестве тренера, а чтобы вы что-нибудь станцевали. Это будет или нет?

– Если зал попросит, то куда же я денусь (смеется).

– Спасибо вам за разговор. Я поздравляю – хоть и нельзя поздравлять заранее, – поздравляю вас с наступающим днем рождения. Желаю вам энергии, задора в вашей красивой работе.

– А я, пользуясь случаем, хотел пригласить всех жителей Благовещенска в Дом офицеров 23 апреля в 18 часов. Будет очень хороший и красивый гала-концерт. Я думаю, все, кто это увидят, не пожалеют об этом.

Это были «Простые вопросы» и сегодня у нас в гостях был Василий Павлович Казаков, мастер, тренер и, конечно, танцор.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/04/21/1280.html