«Поразило отношение»: амурский педагог Ольга Косилова о Съезде народных учителей

Съезд прошел в Ульяновске 24-25 апреля на базе Ульяновского государственного педагогического университета, который и выступил инициатором его проведения как раз в Год педагога и наставника в России. Амурскую область на Съезде народных учителей представила Ольга Ивановна Косилова, учитель русского языка и литературы школы № 2 города Благовещенска. Отправилась туда Ольга Ивановна не одна, а вместе со своим супругом, и для того была особая причина. Но об этом чуть позже расскажет сама героиня сегодняшнего интервью.

— Ольга Ивановна, поведайте нам, пожалуйста, как выбор пал на Вас? Почему именно Вы поехали на этот первый в истории Съезд народных учителей России?

— Во-первых, никакой выбор на меня не пал. В нашем регионе я единственный народный учитель, ещё работающий в школе. В Амурской области есть еще учитель биологии в Тынде, удостоенный этого высокого звания, но она уже на заслуженном отдыхе. Это высокое звание в истории нашей страны появилось сравнительно недавно, в 2000 году. Его утвердил Президент России. Я же его получила в 2017 году. Потому приглашение мне пришло лично от организаторов Съезда.

— А в масштабах страны обладателей этого звания так же немного или наша область исключение?

— Всего за 23 года своего существования звания народного учителя удостоены 89 педагогов. Из них многие уже не работают. На Первом Съезде очно присутствовали 11 народных учителей из 10 городов нашей страны: Санкт-Петербурга, Благовещенска, Серпухова, Томска, Рязани, Тюмени, Мурома, Твери, Цимлянска и Ульяновска. Так что звание это редкое, вручается нечасто. К примеру, в 2018 году никому оно не присваивалось, потому носить его еще почетнее и ответственнее.

— Помните, когда его вручили Вам? Что стало причиной или поводом для получения такой высокой государственной награды?

— Причиной стали родители моих учеников. Я даже не знала, что они коллективно написали письмо в амурское правительство с просьбой рекомендовать меня на вручение этого звания и даже целую «простыню» подписей приложили. Узнала лишь после того, как уже в школе начали готовить представление к награде и, если честно, сначала совсем не обрадовалась, даже испугалась излишнего внимания к своей персоне и огромного количества времени, которое займет подготовка и сбор всего необходимого. А времени-то у меня всегда нет, помимо уроков, каждодневная проверка тетрадей, есть еще и классное руководство, и задач этих никто не отменял. Но все было преодолено, и в 2017 году звание народного учителя я получила.

— Расскажите поподробнее, как прошел Первый Съезд, что интересного на нем узнали и какова была его цель?

— Съезд проходил в течение двух дней. Первый день был посвящен знакомству друг с другом. Для участников был организован круглый стол по теме «Тенденции и векторы развития образов желаемого будущего системы образования», где мы делились своими мыслями о том, как расширить границы востребованного опыта народных учителей. А в рамках второго дня мы как раз этим опытом и делились, причем делали это в свободной форме. Каждый педагог привез что-то свое, рассказывал об используемых методиках или проводил урок на выбранную им самим тему в удобной для него форме. Я, к примеру, провела открытый урок или, как было заявлено, мастер-класс в гуманитарном лицейском классе Ульяновского государственного педагогического университета. Назывался мой урок «Залог семейного счастья», и основан он был на стихотворении моего отца, педагога и амурского поэта, Ивана Михайловича Полтавцева. На уроке присутствовал и мой муж. Мы знакомились с детьми, рассказывали о себе, обращаясь при этом к литературе.

— Вы ездили вместе с супругом? Все педагоги приехали на Съезд семьями?

— Нет, нас просто пригласили вместе. Так получилось, что одновременно на базе Ульяновского государственного педагогического университета проходило сразу несколько событий: сам Съезд и Всероссийская пленарная сессия педагогических династий в том числе. А мы, Косиловы, как раз представители такой педагогической династии. У нас на всех общего педагогического стажа в семье более 400 лет, у меня у одной уже 45 лет.

— Весомый стаж! Кто же родоначальник Вашей династии педагогов и есть ли у Вас уже последователи-наследники?

— Основательница нашей династии – моя бабушка Попова Юлия Романовна, она была ликвидатором безграмотности, затем работала учителем начальных классов в Забайкалье. Мои родители – оба педагоги: мама преподавала в школе историю, папа вел русский и литературу, был директором сельской школы, руководил интернатом и даже 11 лет был начальником городского отдела образования. Мы с мужем филологи, правда, он учит литературе не школьников, а студентов морского училища. Наша дочь Светлана уже 23 года преподает в школе русский язык и литературу, а старший внук учится на историческом отделении в БГПУ.

— Вот это семья! А все-таки вернемся к Съезду. К каким заключениям, выводам пришли его участники, каковы итоги поездки?

— Поскольку съезд был первый, то по большей части мы только знакомились, обменивались мнениями, делились идеями, обсуждали текущие реалии педагогической жизни. Все сошлись на том, что за последние несколько лет сместились акценты: педагог из ориентира и примера для учеников «перешел» на их поле, где-то стал почти ровней, чтобы удержать интерес, шутит шутки, рассказывает анекдоты, рисует мемы…andnbsp; Всегда ли это правильно? Скорее всего, нет. Все, что им очень интересно в силу возраста и окружения, дети откроют для себя сами и без нашей помощи, и мемы свои, и анекдоты. А вот педагог должен открывать миры фундаментальные, классические, интеллектуальные, он должен развивать, рассказывать о нужных книгах, рекомендовать доброе старое кино, воспитывать. Я со своим старшеклассниками, которые недавно выпустились, практиковала какое-то время субботний кинотеатр: мы выбирали какое-нибудь хорошее отечественное кино со смыслом, глубокое, вместе смотрели и обсуждали его. И это было полезно и интересно.

Кроме того, на съезде мы договорились сделать это мероприятие регулярным и встречаться раз в два года. Насколько это осуществимо, покажет время. Еще все мы приехали в Ульяновск не с пустыми руками, а с заранее подготовленными материалами о себе и своей работе, которые должны лечь в основу первой коллективной монографии народных учителей России по обобщению опыта работы.

— А было ли что-то на этом съезде, что Вас по-настоящему впечатлило?

— Да, отношение. Отношение к народному учителю, в Ульяновске оно какое-то особенное, уважительное и трогательное. Я поначалу даже опешила от того, как у них восторженно встречают народных учителей, как к ним прислушиваются, как ценят. Конечно, такое отношение не может оставить равнодушным и не запомниться. С особым теплом буду вспоминать эту встречу и надеяться на новые. Теперь в моей жизни появилось еще одно невероятное сообщество, сообщество народных учителей России.

Источник новости: Amur.Info