Эксперты: Бурятия и Забайкалье оформят образ ДФО в «геометрическом плане»

Включение Бурятии и Забайкальского края в состав ДФО может привести к реорганизации в научной сфере, дать больше возможностей для самостоятельности, укрепит статус Юрия Трутнева. А вот население особых перемен не почувствует, считают эксперты.

Как сообщало ИА «Амур.инфо», Бурятия и Забайкальский край переданы из состава Сибирского федерального округа в состав Дальневосточного федерального округа. Указ президента России Владимира Путина об этом был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации в воскресенье, 4 ноября.

РИА–Новости приводит мнения экспертов. Директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС профессор Александр Латкин, считает, что Бурятия и Забайкальский край и так тяготеют к Дальнему Востоку, а теперь «уютно вписываются в ДФО, оформляя его образ в геометрическом плане». Присоединение двух регионов дает Дальнему Востоку прирост населения, поэтому абсолютная величина федеральных вливаний в округ увеличится.

«Такое решение может повлечь реорганизацию в научной сфере — если сейчас наука в Забайкалье подчиняется Сибирскому отделению РАН, то теперь может перейти в подчинение ДВО РАН – это плюс. Теперь будет удобно с точки зрения транспорта: Дальний Восток становится крупным хабом, аэропорт Хабаровска свяжет все эти регионы, будем чаще ездить к ним, они – к нам, – рассказал Латкин. – При этом встает вопрос: а надо ли в этом случае переносить столицу Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток? Владивосток уже и так является центром международного сотрудничества. А географически Хабаровск является центром округа: час пути из Читы, час — из Владивостока. В этом случае, на мой взгляд, нет смысла менять ситуацию», – отметил профессор.

Политолог Сергей Гребенюк считает, что в краткосрочной перспективе жители регионов не заметят существенных перемен, а в долгосрочной такое решение может стать толчком для развития бизнеса в ДФО.

«На макроуровне это укрепит статус полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева. Кроме того, тот факт, что президент показал, что округ не является стабильной единицей, может прирастать, стимулирует обсуждение вопроса о переносе столицы Дальнего Востока», – отметил Гребенюк.

Директор Центра социальных инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев заявил, что вариантов объединения в федеральные округа может быть множество, поскольку в российской Конституции они не закреплены.

Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев считает, что переход Бурятии и Забайкальского края в состав ДФО закрепляет решение, которое существовало давно.

«Эти регионы — меньше по доле энергетики, по состоянию номенклатуры. Но существует стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2020 года. Поэтому под этой идеей есть определенное здравое основание, вопрос сводится к централизации. В данном случае может быть обеспечен прорыв в управлении регионом, и Дальнему Востоку могут дать больше возможностей для самостоятельности», — сказал собеседник.

Экспертов из самих присоединенных к ДФО регионов опросили журналисты ИА «Твой Иркутск». Глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что вхождение республики в ДФО даст дополнительные возможности. В числе преимуществ федерального округа он назвал поддержку в экономической и социальной сферах, стимулирование инвестпроектов, поддержку Фонда развития Дальнего Востока. Кроме того, в ДФО действуют выплаты при рождении третьего ребенка, осуществляются возможности введения электронных виз и развитие туризма, а также предоставление «дальневосточного гектара».

Бывший глава Бурятии, ныне сенатор Вячеслав Наговицын поздравил жителей Бурятии: «Для нас это означает новый этап развития всех направлений социальной сферы и экономики. С сегодняшнего дня все преференции, ранее разработанные для опережающего развития Дальневосточных субъектов России, распространяются и на Бурятию. Республике дан шанс из глубоко дотационного региона стать экономически развитым, самодостаточным субъектом с развитой социальной инфраструктурой с обеспеченностью выше средних показателей по стране и школами, и детскими садами, спортивными, медицинскими учреждениями и учреждениями культуры».

Врио губернатора Забайкалья Александр Осипов подчеркнул, что у Забайкалья и регионов Дальнего Востока схожие проблемы, поэтому справедливо, что жители получат те же преференции и льготы. «Край будет получать больше федеральных субсидий на авиаперелеты. Благодаря льготам и преференциям мы сможем создавать больше хороших и разнообразных рабочих мест», — добавил глава Забайкалья.

Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков сообщил ТАСС, что включение Забайкалья и Бурятии в состав ДФО позволит реализовать инструменты государственной поддержки: льготное финансирование, территории опережающего развития, электронные визы, упрощенные административные режимы и так далее.

«Первая версия, которая приходит в голову: два бедных региона передали ДФО, куда идут большие федеральные инвестиции, чтобы и им что-нибудь досталось, – поделился мнением политолог Сергей Шмидт. – Однако следует подождать хоть каких-нибудь разъяснений от самой власти. Для нас это имеет одно значение — Байкальского региона больше нет. Он разломан. Случился Байкальский разлом. В нашей чрезмерно администрированной стране это отрицательно скажется на действующих и вероятных совместных проектах Иркутской области с Бурятией. Очень жаль. Утешение одно: чтобы попасть на Дальний Восток, теперь достаточно доехать до Аршана».

Он также отметил, что никаких экспертных слухов и сплетен по поводу этого решения не было. По его мнению, это свидетельствует либо о спонтанности, либо о том, что федеральная власть сохраняет особый режим закрытости проработки отдельных управленческих решений.

Политический обозреватель Галина Солонина считает, что в решении о переводе Бурятии и Забайкальского края в ДФО есть рациональное зерно. Регионы получат от перехода в ДФО введение субсидированных авиаперевозок, вхождение в госпрограмму «Дальневосточный гектар», адресные программы социально-экономического развития, которые будут иметь статус ФЦП. Кроме того, власти ДФО могут решить вопрос энергоснабжения новых членов, в том числе за счет их газификации в рамках большого газового проекта. Это дало бы фору субъектам в вопросе инвестиционной привлекательности.

Новый депутат Госдумы от Иркутской области Александр Якубовский поделился мнением в Facebook: «Не смогла Иркутская область стать локомотивом Восточной Сибири, да и Восточной Сибири теперь как таковой почти нет… Рад за соседей, у регионов появились перспективы к реальному развитию, поздравляю Алексея Цыденова и Александра Осипова. Грустно за нас. Иркутская область – область нераскрытого потенциала… Ну что же, чем сложнее, тем интереснее, пришло время начинать действительно упорно работать на благо региона, консолидировать усилия и уже оставить все региональные склоки».

Источник новости: http://www.amur.info/news/2018/11/06/145618