Архиепископ Лукиан отпраздновал очередную годовщину в качестве амурского владыки

16 октября исполнилось ровно 7 лет с момента рукоположения архиепископа Лукиана на Благовещенскую и Тындинскую кафедру. В честь важной личной годовщины Лукиана в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы состоялась божественная литургия, которую возглавил сам архиепископ. На литургию приехали духовенство, монашествующие и прихожане со всей области.

В Приамурье новый руководитель Благовещенской епархии, еще в сане епископа, приехал осенью 2011 года на смену архиепископу Гавриилу. Шесть лет спустя Лукиана возведут в сан архиепископа. Приехав в область, Лукиан сразу начал активную деятельность. Часто встречался с представителями средств массовой информации.

При новом руководителе епархии продолжилась борьба православных и католиков за здание бывшего католического костела на Горького. Этому способствовал и сам епископ, обещавший вскоре после своего назначения восстановить историческую справедливость. Однако костел и ныне там – в ведении православных.

Именно при Лукиане в Амурской области широко развернулось строительство храмов и монастырей. В этом его поддерживал тогдашний губернатор Олег Кожемяко. А сам Лукиан заявлял, что только в Благовещенске должно быть не менее 20 православных храмов. 4 новых культовых сооружения уже появились – это храм «Всех скорбящих радость» возле педколледжа, домовый храм святых мучениц подворья Албазинского женского монастыря в бывшем клубе железнодорожников, храм мученицы Лукии Сиракузской а районе Тайваня и храм святой Ксении Петербургской в микрорайоне Благовещенска. В последнем осталось провести отделочные работы, но службы в нем уже периодически проходят.

Возведение этого храма сопровождалось чередой скандалов. Неизвестные спиливали поклонный крест, установленный на месте будущего сооружения. Строительство действительно понравилось далеко не всем горожанам, потому что для этого в парке Дружбы вырубили деревья. Горожане даже организовали митинг в поддержку зеленых насаждений. Высказываясь по этой ситуации, тогдашний мэр Благовещенска Александр Козлов произнес одну из своих крылатых фраз, призывая людей «не пылить из окопов». Через год буквально за один день Александр Козлов поднялся выше по карьерной и духовной лестнице – дал присягу в качестве губернатора Приамурья и принял крещение. Обряд провел сам епископ.

Спустя несколько лет тот самый спорный храм практически готов. А вот на месте Шадринского собора, о восстановлении которого заговорили еще при епископе Гаврииле 10 лет назад, до сих пор стоит только крест.

При этом вопрос о его будущем неоднократно поднимался уже при нынешнем руководителе епархии.

Практически с самого начала своей деятельности в Приамурье архиепископ Лукиан добивается строительства храма на благовещенской набережной, взамен разрушенного кода-то культового сооружения. Против чего также выступает немало горожан. Но благовещенская мэрия поставила в этом споре точку – храм будет. Кстати, в память о первом кафедральном соборе, разрушенном при советской власти, епархия несколько лет назад установила памятный камень. Причем сделала без соответствующего разрешения.

Храмы и монастыри возводятся по всей области. Уже построены – Среднебельский женский монастырь в Ивановском районе, Крестовоздвиженский женский монастырь в Егорьевке Благовещенского района, Георгиевский храм в Соловьевске, храм в Прогрессе, достраивается храм в Ромнах. Культовые сооружения возводятся в Чигирях, Тамбовке, Свободном, Березовке и Троицком Ивановского района. Еще несколько собираются строить.

«Строительство храмов, это то, что у владыки лучше всего получается. До строительства службы проводились в приспособленных помещениях. В Благовещенске, когда было два храма, люди собирались только там. А теперь храмы в шаговой доступности, что особенно актуально для людей преклонного возраста, инвалидов и так далее. На Западе есть целый институт семейных психологов. На Руси испокон веков эту функцию отчасти выполняли священники. Храмы нужны в том числе как реабилитационные центры, как помощь психологической поддержки. Практически при каждом храме, и при владыке Лукиане тоже повелось, есть пункты социальной помощи, где можно получить одежду, предметы быта, и даже продукты, которые жертвуют люди. Люди внецерковные не знают, но храм – по сути, посольство Бога на Земле, и человек через участие в таинствах, в молитвах просит у Бога помощи и получает ее. На планете 90 с лишним процентов людей разных религий, и возникает вопрос: если бы не было Бога, было бы разве столько верующих? Во времена потрясений, что мы наблюдаем и сейчас, всплеск религиозности увеличивается, и люди идут, как в последнюю инстанцию в этот храм», – считает Святослав Шевченко.

В 2012 году, также при Лукиане, на уровне областных властей заговорили о появлении в нынешнем Среднебельском женском монастыре реабилитационного центра для наркозависимых. И хотя тогда сообщалось, что инициатива организации подобного учреждения принадлежит епархии, сегодня в монастыре говорят, что вышло недопонимание – о реабилитации наркоманов у них речь никогда не шла. При монастыре и тогда, и сейчас собираются создать центр помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Посильную помощь там уже оказывают.

Запомнится руководитель епархии не только строительством храмов и монастырей, но и своей загородной резиденцией, которую специально для него возвели в Новинке Благовещенского района. Когда об этом стало известно, звучали мнения, что огромный дом идет вразрез с монашеским обетом нестяжания – то есть отказа от материальных благ. Как позже выяснилось, строили резиденцию для духовного лица украинцы-нелегалы.

Несколько раз за эти семь лет в адрес Лукиана звучала критика. В 2013 году на улицах Благовещенска появились листовки, в которых епископу Благовещенскому и Тындинскому ставили в упрек то, что он лоялен к представителям других ветвей христианской веры. Следователи провели проверку, но никаких признаков религиозной нетерпимости в листовках не усмотрели.

В 2017 году один из коллег Лукиана по вере возложил на священнослужителя ответственность за неудачный пуск с космодрома Восточный. После чего другой коллега заступился за руководителя епархии, назвав такие разговоры псевдохристианским язычеством.

Сейчас архиепископ – уже не та медийная личность, какой он был по приезде в Приамурье. Поводов говорить о себе он практически не дает, как не дает и пресс-конференции, на которые был так щедр в самом начале своего пребывания в Приамурье. Между тем, многие отмечают благотворные плоды трудов амурского архиепископа. К примеру, по словам священнослужителей, построенные при Лукиане храмы не пустуют. Тот же Святослав Шевченко, священник храма при амурском педколледже, говорит, что туда его определили в помощь его коллеге, который уже не справлялся со все прибывающим количеством прихожан.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2018/10/18/144833