Чисто по-японски / Александр Ярошенко / Колумнисты

Кладбище – нравственный барометр общества. Состояние могил предков напрямую зависит от положения нашей совести. Кладбище на острове Кунашир – правдивое зеркало российской и японской нравственности.

Кладбище – нравственный барометр общества. Состояние могил предков напрямую зависит от положения нашей совести. Кладбище на острове Кунашир – правдивое зеркало российской и японской нравственности.

Приезжая в командировку в любую точку России и мира, всегда стараюсь побывать в двух местах: на рынке и на кладбище. По рынку четко видна материальная грань жизни, а состояние кладбища – честный срез нашей совести.

Моя счастливая профессия в этот раз привела меня к несбыточной и трудноосуществимой мечте миллионов – курильскому острову Кунашир.

Вот так и живем в беспамятстве

Через пару дней островной жизни попросил одного из местных жителей отвезти меня на поселковое кладбище Южно-Курильска. Несколько километров удивительно хорошей дороги – и мы у начала погоста. Справа запущенная, с ржавой крышей часовенка. По ней видно, что требы там служат нечасто…

Известно, что Кунашир до окончания Второй мировой войны был островом, входящим в состав Японии. На этой суровой земле жили тысячи потомков самураев. И только после войны мир поделили так, что острова Курильской гряды стали частью советской России.

Погост Южно-Курильска, как раскрытая ладонь жизни: он начинается с двух участков – японских и российских захоронений.

Там, где похоронены жители Страны восходящего солнца, – идеальный порядок. Японский участок огорожен от российского невысокой капроновой сеткой, он весь покрыт гладким покрывалом безукоризненно подстриженной травы.

Редкие надгробные камни, с лесенкой иероглифов. Аккуратная тропинка, как линия жизни, разделяет «последний сад» японских биографий. Японцы, изредка приезжающие сюда по безвизовому обмену, содержат захоронения своих предков в идеальном порядке.

Рядом, словно больной в горячке, разметались российские могилы. Ржавые оградки, рыжие от ржавчины пирамидки, на скорую руку сваренные местными сварщиками. На них черные от времени, давно не знающие краски пятиконечные символы советского счастья. Трава выше пояса, здесь главные хозяева – большущие курильские лопухи. Все неприбрано, брошено… В этом скорбном безмолвии – упрек предательству живых!

Православное большинство жителей страны, которая на полном серьезе называет себя супердержавой, давно и окончательно предало и забыло тех, кто дал им жизнь. Тех, кому они когда-то говорили слова любви и благодарности.

Вот так и живем в беспамятстве.

Увы, это в России надолго. Боюсь, что навсегда…

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/7757