«Понауехали»: из маленького амурского города – в китайский многомиллионник

Амур.инфо продолжает рассказывать о тех, кто покинул Приамурье и нашел себя вдали от родного дома. На этот раз героиней рубрики «Понауехали» стала экс-амурчанка Алена Барсукова. Девушка живет в одном из крупнейших и самых густонаселенных городов Китая и мира. Шесть лет назад Алена ненадолго приехала в Шанхай и уже не смогла расстаться с ним.

– Что повлияло на решение уехать из Амурской области?

– Когда я заканчивала АмГУ, я с трудом представляла, чем буду заниматься в Благовещенске. Хотя у меня были варианты – я тогда вела передачу на местном телеканале, пела в ресторане, работала в глянцевом журнале и танцевальной студии. Но так все это было не очень серьезно. И в конце года мне поступило предложение поехать в Шанхай. У моей подруги, с которой мы поехали туда, там были друзья. И они предложили нам сделать вместе вокально-танцевальный проект. Я согласилась.

– Как долго проходила адаптация к новым условиям и обстановке?

– Наверное, пару месяцев. Очень тяжело было в плане того, что я оказалась в таком большом и густонаселенном городе. В Шанхае живет около 30 миллионов человек, примерно 23 миллиона официально, плюс несколько миллионов гастарбайтеров. Я имею в виду не иностранцев, а приезжих, деревенских, которые не регистрируются никак и просто работают. Конечно, очень шумно, мне казалось, что за день из меня выкачивали всю энергию, которая во мне была – просто из-за того, что очень много людей. Это непривычно. Я родилась в Белогорске, где население 70 тысяч человек, потом жила в Благовещенске, где около 200-250 тысяч. И тут сразу 30 миллионов! Ну, и из-за климата тяжело. В Шанхае очень влажно. Кондиционеры есть, наверное, у всех. А без кондиционера невозможно выжить просто.

– Что оказалось самым сложным на новом месте?

– Сама адаптация была сложной. Ну, и китайцы – они другие, конечно. Менталитет отличается. Работать не всегда было легко, недопонимания были. Плюс, когда ты не говоришь на китайском и слабо понимаешь их культуру и менталитет, тяжело понять, почему они поступают так, а не иначе. Потом со временем, когда я стала учить китайский, стала приобщаться к их культуре, мне стало уже более понятно.

– Не было ли мыслей вернуться?

– Вернуться – мысли постоянно: и были, и есть, и будут, наверное. В любом случае Китай – это такая страна, что сколько бы лет ты здесь не прожил, ты никогда не будешь своим. Ты всегда будешь иностранцем, к тебе всегда будет другое отношение. Ну и, наверное, слава богу, что так. Потому что они по-особенному относятся к иностранцам. Они их ценят. Во многих сферах иностранцы – это лучшие специалисты. Поэтому ими дорожат. Но все равно получается так, что я уже и не часть той культуры, в которой была, потому что давно не живу в России, и при этом я не часть этой культуры, потому что я не китаянка. Такое странное состояние. Поэтому иногда, конечно, есть мысли вернуться. Но я поехала в Китай на 6 месяцев, а живу в итоге здесь уже шесть лет. Поэтому можно сделать вывод, что мне тут нравится. И пока никуда уезжать не собираюсь.

Когда я уехала из России, мне было 22 года. Я получила высшее образование в Амурской области и сразу переехала в Китай. В целом переезд дался мне легко, я всегда была легкая на подъем. Я довольно быстро адаптировалась и быстро нашла общий язык со всеми.

С какими-либо сложностями серьезными я не столкнулась. Та пара, которая позвала нас с подругой в Китай, помогла оформить рабочую визу, предоставила жилье. С их помощью мы находили работу, выступали. Если бы не они, я не знаю, как бы все сложилось. Потому что на самом деле можно услышать много историй, когда люди приезжают в Китай и попадают на неудачные контракты, их кидают с деньгами или что-то еще. У меня в этом плане сложилось все удачно.

Мы сделали свой проект и выступали с ним чуть меньше года. И потом проект развалился, потому что по факту ни для кого, кроме меня, он не был на первом месте. Единственный парень в нашей команде хотел уехать в Москву и заниматься там бизнесом. Его девушка тоже очень хотела уехать из Китая. А моя подруга, с которой я изначально приехала, хотела учиться. А мне это все было интересно, и, наверное, поэтому я и осталась в этой сфере. В итоге та пара переехала в Москву, подруга поступила и, кстати, уже окончила вуз. А я перешла на фриланс и стала сама по себе, начала петь.

«Я не ищу работу, она сама находит меня»

Поначалу было тяжело, потому что нарабатывать контакты – это самый трудоемкий процесс. Это как с зачеткой в университете – сначала ты работаешь на зачетку, а потом она на тебя. Наверное, первые пару лет я только нарабатывала контакты, искала агентов, тяжеловато было. Но постепенно пришла к тому, что сейчас я даже не ищу работу. Теперь работа сама находит меня. Здесь все зависит от наличия контактов.

Пока я нарабатывала эти контакты, работы было не очень много, и я пошла работать по специальности. Я преподаватель английского языка и зарубежной литературы. В итоге я почти два года проработала в китайской начальной школе учителем. Это был очень интересный опыт, но все-таки это не мое. То есть, я могу это делать хорошо, но не могу сказать, что это дело всей моей жизни. Затем я поняла, что мне это уже не нужно, потому что вокальной работы было предостаточно и можно было не думать о дополнительном заработке в школе.

Сейчас у меня много проектов, я работаю самостоятельно, с живым бэндом, с танцевальным коллективом. Но своим детищем считаю рок-бэнд, который я сама и основала в позапрошлом году. В этом коллективе я одна русская. Гитарист у нас португалец, бас-гитарист – болгарин, а барабанщик из Маврикия. Работа в этом бэнде – моя самая любимая, потому что поп-рок это направление в музыке, которое нравится мне больше всего. Но, если честно, работы для такого рок-бэнда не очень много. Потому что китайцы не особо любят рок. Поэтому по большей части я работаю самостоятельно в стилях джаз, поп – этот как раз то, что любят китайцы. Если бы была моя воля, я бы, конечно, работала только с рок-бэндом. Но, к сожалению, большая часть наших выступлений – некоммерческая. То есть, мы выступаем на музыкальных фестивалях, но это не оплачивается. Все основано на голом энтузиазме.

Еще у меня есть бэнд, с которым мы выступаем в баварском стиле. Немцев-музыкантов в Шанхае, к сожалению, единицы. И, как правило, они работают на контрактах, поэтому в нашем бэнде только два немца. Также в нем есть англичанин, болгарин и певица-немка. С августа по ноябрь это практически основная деятельность. Мы работаем с ними почти каждый день. И могу сказать, что это тяжелая работа, потому что это мало про вокал, это больше про атмосферу, а создавать атмосферу всегда тяжело. Но такой работы много, и она востребована в Шанхае.

Те, кто имел дело только с северными китайцами, не имеют представления, что такое китайская нация на самом деле

Вообще Шанхай – это такой культурный, модный и современный центр Китая. Это город миллиона возможностей. Я бы даже сказала, что Шанхай – это самый крутой мегаполис в мире именно в плане архитектуры. Все эти футуристические небоскребы, они тут один на другом. Те, кто восхищаются Нью-Йорком, они, наверное, просто не были в Шанхае.

Хотя с течением времени ловлю себя на мысли, что мне хочется быть ближе к природе. Очень не хватает чистого воздуха, зеленых полей, речушек. Иногда такое желание – уехать куда-нибудь, где бесконечные зеленые луга, озера. В Шанхае этого очень не хватает. Хотя, несмотря на то, что это мегаполис, он довольно зеленый. Потому что китайцы любят парки, храмы, и здесь много зеленых территорий, но они искусственные какие-то. Да и воздух все равно грязный.

Но я все равно люблю Шанхай и люблю китайцев. Те, кто живет на Дальнем Востоке и имел дело только с северными китайцами, живущими в маленьких городах типа Хэйхэ, эти люди, конечно, не имеют ни малейшего представления о том, что такое китайская нация. Чтобы это понять, нужно ехать в центр Китая. Китайцы – это очень простой народ. Если они что-то и делают не очень хорошее по отношению к тебе, то они это делают не со зла, не специально. Может по глупости своей, может по необразованности, но точно не исподтишка. Они очень хорошие люди, их так воспитывают. Поэтому мне с ними комфортно.

Я скучаю по дому, но желания вернуться у меня нет

Хотя, конечно, я скучаю по дому, скучаю по семье. Поэтому стараюсь почаще ездить домой. Я очень люблю родной Белогорск, мне нравятся родные улочки. И Благовещенск я очень люблю. Люблю Дальний Восток, люблю в целом Россию. Каждый раз с удовольствием приезжаю и в Москву, и в Питер, и в Сочи. Но при этом желания вернуться пока не возникает. Приезжать в России здорово, чтобы отдыхать, но не жить постоянно. Я вижусь с родителями, друзьями, я гуляю, занимаюсь любимыми вещами. Но я понимаю, что я перееду, пройдет месяца три, и я завою.

Но родители до сих пор, сколько бы я не приезжала, говорят: «Алена, когда ты уже вернешься?» Вся семья, конечно, хочет чтобы я вернулась. Но тут расклад такой – если я вернусь в Россию, то поеду жить на запад страны скорее всего. Поэтому я маме сказала, что для них лучше, чтобы я была в Китае, по крайней мере, это ближе, чем Москва. И сейчас у меня есть возможность и финансовая, и территориальная приезжать домой два-три раза в год. Но, если я буду жить в Москве, то конечно, никуда я не буду так часто ездить.

В целом могу сказать, что для меня жизнь на новом месте удалась. Потому что есть рост и профессиональный, и творческий. Я знаю многих, кто приезжает сюда, и у них не получается. Планы на будущее я не строю, разве что только на ближайшее будущее. Если бы я строила планы на пять лет вперед, то я бы никуда не переехала и вряд ли куда-то бы двинулась. А так каждый новый день приносит мне что-то новое. Считаю, что нужно вкладывать в сегодняшний день.

Переезжать в другую страну нужно с четкой целью

Тем, кто хочет переехать, но не решается, могу сказать одно – нужно, чтобы всегда была цель. Если переезжать в другую страну, то нужно четко понимать, для чего ты это делаешь. У меня много примеров, когда люди переезжают в Китай без конкретной цели и в итоге с работой у них так – то есть, то нет. До и с личной жизнью также. Все как-то так непонятно и неопределенно. Людям переваливает за 30-35 лет, и они продолжают жить фрилансерской жизнью. И толком нет ни удовлетворения от жизни, ни нормального заработка. Более того, у них до сих пор отсутствует цель. Они не знают, чего хотят.

И, конечно, надо быть готовым, что на новом месте может не получиться и, возможно, придется вернуться. Здесь везет не всем. Не все встречают нужных людей, не все подходят под тот имидж, который нравится китайцам. Есть много талантливых людей, но у них не получилось, потому что они не формат для Китая. Поэтому нужно надеяться на лучшее, но быть готовым ко всему.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2017/08/28/129275