Что стоит на пути первоклассника к успеху?

Садись, не готов… к школе

Запись дошколят в первый класс в амурских школах началась ещё в феврале. Важно правильно готовить своих чад к школьным будням.

Как отмечают педагоги, ежегодно всё больше детей, садясь впервые за школьную парту, испытывают сильный стресс. Они умеют читать, писать и считать, но при этом совершенно не готовы к процессу обучения. Эти проблемы случаются и с домашними детьми, и с детсадовцами, уже прошедшими серьёзный курс социализации в кругу сверстников.

Полезные советы в этом плане даёт замдиректора по воспитательной работе средней школы № 2 г. Свободного Татьяна Новохатская.

Треугольник = идеал

– Педагоги должны давать ученикам знания и организовывать учебный процесс. То есть дети должны вовремя приходить на занятия, слушать объяснения учителя, соблюдать дисциплину, выполнять домашние задания, отвечать на 

уроках, уважать сверстников и учителей. Родители должны контролировать процесс учёбы, прививать чаду самостоятельность, следить за своевременным выполнением уроков, развивать любознательность, помогать разобраться со сложными задачками, читать и обсуждать прочитанный текст и многое другое. Основная задача этого треугольника – разумное взаимодействие и готовность к диалогу. Только так достижим успех ребёнка. Если система даёт сбой, начинаются конфликты, слёзы, нежелание ходить в школу и прочий негатив.

Дело в мелочах

– Самостоятельность первоклассника – это «наше всё» и для учителей, и для родителей. Потому что ребёнок, которого всё время подхватывали мама и бабушки, в школе будет теряться и запаздывать. Педагоги часто сталкиваются с забывчивостью воспитанников: учебники, тетрадки, спортивная форма – всё осталось дома, ребёнок не готов к занятиям. Важно научить будущего школьника самоорганизации заранее, не накануне 1 сентября, а минимум за полгода до этого. Необходимый минимум важных действий: собирать портфель, класть туда только нужные для учёбы вещи; переодеваться на физкультуру быстро, чтобы не отставать от сверстников; готовиться к уроку в школе и выполнению заданий дома, то есть знать, что портфель ставим сбоку от парты, учебник и тетрадь кладём перед собой, а ручку, линейку, карандаш – сбоку справа. Очевидные мелочи, но не все в первом классе к ним готовы.

Ещё важный момент, прежде всего для родителей: развивать мелкую моторику, говорение, умение логически мыслить и анализировать. Это несложно. Будущего первоклашку не предлагается учить высшей математике. Прочитали книгу – пусть ребёнок расскажет, о чём она: не пересказ, а осмысление текста, как он его понял. Вышли гулять – понаблюдайте за окружающим миром: шёл снег, слепили снеговика, наступила оттепель, снеговик растаял – пусть дошколёнок попробует объяснить эти явления.

Типичная ошибка: запрещать детям пользоваться ножницами – порежется, лепить из пластилина – испачкается. Лучше делайте всё вместе: придумывайте сказки и создавайте персонажей из любых подручных материалов. Под вашим присмотром доверьте ребёнку иголку: пусть вдевает нитку в ушко, делает стежки, пробует пришить пуговицу. Учите с ним стихи – с выражением, тренируйте память и речь. Прочитали две строки – повторили, не глядя в текст, ещё две строки – повторили уже четыре. И вот так, от простого к сложному.

Из отличника в троечника

Очень важно при подготовке к школе не бросаться в крайности. Бывает, бабушки-дедушки просят не забивать ребёнку голову: мол, в школе всему научат. А родители считают, что в век цифровых технологий надо осваивать как можно больше. И те и другие неправы. Ребёнок с глубоким запасом знаний к первому классу поначалу опережает в учёбе сверстников. Но по мере усложнения школьной программы нередко рискует превратиться из отличника в троечника – привыкает относиться к учёбе с прохладцей. Зачем напрягаться, если он знает всё, что изучают в первом классе: бегло читает и пишет прописными буквами, считает до 100, складывает и отнимает двузначные цифры и т. д. Подходите разумно: для первоклашки вполне достаточно знать счёт от 1до 10 и обратно, различать право-лево, верх-низ, разбираться в простых геометрических фигурах – треугольник, круг, квадрат, владеть алфавитом.

В школе можно уточнить определённый ряд требований к уровню подготовки будущего первоклашки. Не возбраняются и даже приветствуются спецкурсы либо в школе, либо в частном образовательном учреждении. Важно: на всех курсах предусмотрена работа с психологом, так как многие дети по возрасту и физическому развитию – хоть сейчас за парту, но внутренне совсем не готовы к школе.

Рамки и пределы

– Помощь в адаптации к новому ритму жизни, к школьной дисциплине – зона ответственности родителей. Многие сразу «закручивают гайки»: детсад – в прошлое, вместе с играми и развлечениями. На ближайшие 11 лет на первом 

месте – учёба: школа, спортсекции, интеллектуальные кружки, курсы опережающего развития. Вчерашнему дошколёнку вздохнуть некогда – всё в жёстком графике. Ребёнок изматывается умственно, психически и физически. Поэтому, родители, не переусердствуйте. Составьте разумный режим дня, время для прогулок и любимых занятий – обязательно.

Оптимально так: пришёл с уроков, пообедал; если родители дома, обсудил с ними школьные будни. Домашние задания лучше запланировать на 14-15 часов, если это время не совпадает со спортивной тренировкой. Главное – не откладывать уроки на поздний вечер, перед школой нужно высыпаться. Поэтому к такому режиму начинаем готовиться летом. Ребёнок привыкнет вставать и ложиться в одно и то же время, планировать дела с оглядкой на режим дня.

И помните: работоспособность детей имеет пределы. Не заставляйте их сидеть часами над учебниками, всё равно пользы из этого не выйдет.

Не сравнивай

Подготовка к школе – это лишь маленький отрезок времени, после которого появляются всё новые сложности. Легко сойти с дистанции, пустить школьные будни ребёнка на самотёк, это не есть хорошо. Так что, дорогие родители, отныне внимание и контроль – ваше жизненное кредо. На первых порах придётся помогать делать уроки: не писать в прописях, не решать за своё чадо задачки, а помогать разобраться в заданном материале. Избегать завышенных требований: перфекционизм в процессе обучения в начальной школе чаще вредит, чем приносит успех. Забудьте о сравнениях с кем бы то ни было: они, мол, лучше поют и танцуют, владеют математикой, быстрее разучивают стихи и вообще – они «выше, дальше, быстрее». Комплекс заниженной с детства самооценки всю жизнь будет стоять на пути к успеху.

Ну и хотелось бы попросить уважать труд учителей. Не позволяйте при ребёнке высказываться пренебрежительно по поводу личности педагога, школьной программы, любых образовательных аспектов. Налаживайте диалог с руководством школы, с коллективом учителей, высказывайте замечания на классных и общешкольных родительских собраниях. Вообще участвуйте в жизни класса и школы – это очень помогает наладить образовательный процесс, многие проблемы быстро решаются, а ещё больших бед удаётся избежать.

Материал газеты «Аргументы и факты»

 

Источник новости: http://2×2.su/school/article/chto-stoit-na-puti-pervoklassnika-k-uspehu-170205.html