Литература Приамурья началась со сатирического стихотворения, которое «цепляет» и сегодня

И 100 лет назад в жителей области волновали те же проблемы, что и сегодня

В этом году исполняется 160 лет одному из самых ранних произведения литературы Приамурья. С анонимного сатирического стихотворения «1859 г. на Амуре», возможно, и началась амурская беллетристика.

Эта вещь, так же, как и другие немногочисленные анонимные произведения (распространялись, понятное дело, в рукописном виде), появившиеся примерно в одно время, дают основание утверждать, что литературная жизнь Приамурья стала зарождаться на рубеже 1850-1860-х гг., то есть практически одновременно с началом освоения края русскими.

Стоит отметить, что стихи «1859 г. на Амуре» вполне типичны для своего времени. Тогда как раз буйно расцветала социально-политическая сатира (очень часто рукописная анонимная), высмеивающая российское злоупотребление властью, беззаконие, мздоимство, казнокрадство, отсутствие перемен к лучшему, жестокость по отношению к простому народу, очковтирательство. Чаще всего это были стихи и памфлеты. Нередко объектом сатиры становился даже главный организатор «амурского дела», особо почитаемый сегодня губернатор Восточной Сибири Н.Муравьёв-Амурский, а также его ближайшие сподвижники и назначенцы.

Одним из таких был первый военный губернатор Приамурья Николай Буссе (1828-1866), на которого, собственно, и распространяется сатира «1859 г. на Амуре». При покровительстве Муравьёва Буссе в 30 лет получил генерала и военное губернаторство. Причём за сравнительно небольшой срок глава региона немало успел, отмечают историки: открыл десятки школ, детский приют, библиотеку, хлебные магазины, лазареты, успешно развивал земледелие. Кроме того, активизировал прямые дипломатические контакты с китайскими приграничными властями. Поощрялась пограничная торговля по Амуру, регулярно устраивались ярмарки в Благовещенске и Айгуне. Буссе даже поддерживал идею издания газеты, да она всё ж таки не появилась.

 

Но вот увлечение Буссе дипломатией, видимо, и сгубило его в глазах анонимного автора, написавшего в тоне насмешки и даже откровенной издёвки:

Генерал иркутский Буссе,

Губернатор в новом вкусе,

Он большой руки оратор,

Дипломат, администратор,

Он же и герой!

Весь облит мишурным светом,

Он приехал прошлым летом

С молодой женой…

Обеспечив помещеньем,

Принялись за управленье,

Что всего нужней.

Мы потом займёмся краем,

Перво-наперво – Китаем:

Это поважней!

То есть дипломатия отодвинула на второй план более важные вопросы управления областью, вопросы внутреннего обустройства. При этом в стихотворении губернатору и его «штабу» приписывают высокомерное отношение к китайцам:

Ведь китайцы крайне глупы,

Неразвиты, грязны, тупы,

Ну их воспитать!

Они страшные невежи;

Принимать их будем реже,

Чаще к ним писать.

Как предполагал основатель литературного краеведения Приамурья А.В. Лосев, автором мог быть образованный благовещенец: либо чиновник областного ранга, либо высокопоставленный военный. Оно и понятно: часть амурских чиновников смертно завидовала громкой славе Буссе – выдвиженец Муравьёва, в своём правлении опирался на «кадры» не местные, а привезённые из Иркутска. А главное – пытался ломать старые порядки и обычаи и утверждать новые. Борьбу со взятками воспринимали как чудачество, «чудеса».

А некоторые современники были убеждены, что Амурская область создана по инициативе Муравьёва исключительно для своего любимца Буссе. Об этом и в стихотворении:

Честь крестового похода

56-го года

Свято чтит страна.

Вот по этим по заслугам,

Говорят, к его услугам

Область создана.

Под «крестовым походом» имеется в виду третий экспедиционный «сплав» по Амуру в 1856 г., которым руководил Буссе. А почему «крестовы» – из-за массы надгробных крестов погибшим солдатам по берегам реки. В сплавах по Амуру десятки служивых, как известно, умерли от голода и холода. Сохранились свидетельства, что они были настолько истощены, что ели трупы погибших товарищей. Таким образом, Буссе вменяют в вину гибель этих людей. И картина освоения Приамурья, нарисованная автором стихотворения, во многом расходилась с официальным, казённо-оптимистическим взглядом…

Многим, наверное, стихотворение покажется всего лишь пасквилем на неугодного правителя, и вообще, чем-то не имеющим никакой художественной ценности. Но уж, по крайней мере, в актуальности темы для местной аудитории, в накале эмоций и общем сатирическом созвучии в общероссийском масштабе этому произведению точно не откажешь.

Компетентно

В частности, об этом стихотворении в своей новой книге о литературе Приамурья и судьбах забытых авторов «Мы твёрдо стали на Амуре…» рассказал доктор филологических наук, профессор БГПУ Александр УРМАНОВ.

– К сожалению, в послеоктябрьскую эпоху в угоду господствующей идеологии историческое сознание российского общества было существенно деформировано, а национальное культурное наследие преподносилось в урезанном и искажённом виде, – прокомментировал Александр Урманов. – Это коснулось, в том числе, явлений, имеющих статус «местных», региональных: в лучшем случае они были оттеснены на задворки общероссийского культурного пространства, в худшем – преданы полному забвению. Поэтому и мне захотелось поучаствовать в восстановлении исторической памяти русского народа, и таким образом продолжить дело, начатое когда-то основателем литературного краеведения Приамурья А.В. Лосевым – восстановить в возможной полноте историю литературной жизни амурского края.

Самый зыбкий в плане изучения – отрезок в 60 лет – с начала 1860-х, когда, собственно, зародилась литература Приамурья, и до большевистской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны. Конечно, скудость материалов для исследования – крайняя! Это касается и архивов, и периодики, и критической и научной литературы.

Литература Приамурья – явление позднее, и не только в сравнении с Центральной Россией, но даже в соотношении с Сибирью. При этом на Амуре до революции не появилось ни одного печатного издания и литератора, получивших общероссийское признание. И это обстоятельство усиливало впечатление о культурной несостоятельности края, о том, что ничего в художественном отношении оригинального, яркого, заслуживающего внимания здесь нет и быть не может. Это ошибочное представление благополучно перекочевало в ХХ в., после революции надолго обретя статус аксиомы.

Хотя причина такой отсталости более чем уважительная – историческая молодость края. Понятно, что на первых порах литература не входила в число приоритетов для подавляющего большинства первых переселенцев. Населения мало, до культурных центров далеко, профессиональных критиков нет, спецпериодики не хватает.

Но уже в начале ХХ в. амурская литература, при своей заточенности на местные темы, не была автономным, а тем более чужеродным явлением в общероссийском литературном процессе. А революция и вовсе радикально обновила состав писателей и их читателей, задала новые темы и эстетические каноны, хоть и в угоду пресловутому «социальному заказу».

К сожалению, уже в 1920-е гг. Благовещенск стал утрачивать статус одного из центров литературной жизни Дальнего Востока, уступив его Хабаровску и Владивостоку. А в 30-е гг. литературная и издательская жизнь в Приамурье практически замерла…

Главная же мысль, которую хотелось бы донести своим трудом – не надо впадать в крайности: либо в псевдопатриотическом экстазе превозносить всех местных авторов без разбора, либо, напротив, относиться к ним с пренебрежением, принижать их, умалять значимость их творчества.

 

Источник новости: http://2×2.su/culture/news/literatura-priamurya-nachalas-so-satiricheskogo-st-161363.html