Создатель ассоциации хлебопеков рассказал о проблемах в хлебопечении
Мы уже анализировали вопросы хлебопечения в Приамурье. Проблем в этом хватает: нет своей муки, продовольственной пшеницы, мукомольного производства, даже возможности комплексно оценить хлебопекарные свойства амурского зерна.
Для попытки решения накопившихся в отрасли проблем, была создана почти 10 лет назад амурская ассоциация хлебопёков. Правда, просуществовала она недолго. Как пояснил создатель ассоциации Олег Зимин, проблемы в амурском хлебопечении так в итоге и остались теми же, что и были, только немного смикшировались за счёт крупных торговых сетей, которые стали печь сами, и порой неплохо. Но в районах области, в целом, всё без изменений.
— Как заявляют власти, хлебопечение — это социально значимый бизнес. Но только на этих словах его социальная значимость и закончится, — рассуждает Олег Юрьевич. — Желая, чтобы в этом сегменте было всё в порядке, надо не просто признавать такой статус, а совершать для этого какие-то действия. А их нет и, думаю, не будет. Руководители любого уровня озабочены лишь тем, чтобы хлеб был и по максимально минимальной цене. А кто его делает, по какой технологии, из какого сырья, на каком оборудовании – никого не интересует… В своё время мы предлагали проект областного закона о хлебопечении. Но всё сошло на нет. Тогдашний губернатор области посоветовал вместо закона создать программу. Но всё, что нам в итоге удалось, это вклиниться в другую программу по линии минсельхоза — хоть что-то успели сделать для хлебопёков в плане модернизации оборудования. Но это было разово, правда, с серьёзными вложениями. Остальное, по линии других ведомств, — мизер.
Вопросы по хлебу мне даже удалось поднять на центральном совете «Единой России». Я тогда ещё подумал: «Неужели доведём нашу идею закона даже до Госдумы?!» Но всё закончилось только разговором, пусть и предметным, хотя и другие регионы поделились похожими проблемами.
Мог бы лечить
Зимин отметил, говоря о цели, которую хотел добиться новым законом, что хлеб — самый массовый продукт после воды, и с его помощью можно решать массу проблем — в первую очередь, с детским здоровьем. Различные полезные добавки в хлеб позволят оздоравливать маленьких амурчан. Или, по крайней мере, сберечь их на стадии роста и развития от болезней, которые они приобретают на жареной продукции, сладких напитках и т.д., что потом государству выливается в огромные затраты на восстановление здоровья уже взрослых людей.
Был даже разговор в управлении образования Благовещенска о возможности поставок лечебного хлеба в учебные заведения под конкретные группы учеников: кому-то нужна продукция с повышенным содержанием железа, кому-то – с клетчаткой, йодом и т.д. Но в ответ: «Кто будет этим заниматься: определять детей, формировать группы, контролировать поставки?» На том инициатива и загнулась. А в районах области так и вовсе определяющий критерий — цена. Тем, что в итоге привезут в школы и больницы, там не интересуются.
— И вообще, этим законом хотелось добиться от властей определения их позиции: либо хлебопечение — просто бизнес, который живёт по экономическим законам, либо напираем на социальную составляющую, и тогда властям нужно определить своё в этом участие, — продолжает Олег Зимин. — Хотите качественный и дешёвый хлеб — берите на себя затраты: субсидируйте электроэнергию, доставку сырья — тогда сможете диктовать цену. А составляющие этой цены: сырьё, энергоносители и зарплата персоналу. И когда предлагают дешёвый хлеб, сразу понимаешь: либо энергоносители воруются, либо зарплата вся «серая». Мы пытались в своё время внедрить через региональное правительство минимальную цену, объясняли, что если и её опустить, это уже будет не хлеб. Но у людей сейчас главное — цена, поэтому мало кто обращает внимание на то, что ест. Возмущаются, только если подсунут откровенный брак. Приходилось в своё время и такую продукцию видеть, от которой вздрагиваешь. Спасает, наверное, одно — хлебом отравиться практически невозможно… А то, что власти на это не обращают внимание, это до тех пор, пока нет проблем. Но о какой системе можно говорить, если раньше в любом регионе было своё управление хлебопекарной промышленностью, а кто сейчас в области занимается вопросами хлеба? А попробуйте узнать, сколько специалистов в хлебопечении у нас осталось? Да и не каждой пекарне по карману технолог в штате.
Наконец, нам даже не смогли назвать официальное количество хлебовыпускающих предприятий. Более половины этого бизнеса — «серый» сектор, поэтому он и выживает, давая относительно дешёвый хлеб, что вполне устраивает власти любого уровня — круг замкнулся.
Между тем
Сколько должен стоить хлеб? Олег Зимин рассказал, что как-то в США увидел вполне хороший хлеб, с добавление натуральных семян, цена — почти 4 доллара, по тому курсу — 120 рублей. Бизнесу такая цена, конечно, за радость, а потребителю — катастрофа.
Олег Юрьевич также привёл в пример комментарий бывшего завкомбинатом питания Кремля, который утверждал, что буханка 500 г должна стоить 50 рублей. И этой оценке порядка 9-10 лет.
Сейчас, как оценивает сам Зимин, красная цена буханки хлеба, например, высшего сорта (именно в Приамурье) — порядка 40 рублей. Тогда рентабельность хлебопечения позволит думать не просто о выживании, а о повышении качества самого массового продукта.
Источник новости: http://2×2.su/society/article/hleb-v-priamure-dolzhny-prodavat-po-40-rubley-za-b-160713.html