Тема: как магазины соблюдают права потребителей
Оказывается, в благовещенских торговых сетях продаётся много просроченной продукции и товаров, упакованных и хранящихся ненадлежащим образом. В студии «Простых вопросов» два молодых человека, которые занимаются проверкой продукции, как защитники прав потребителей, Илья и Андрей Афанасьевы.
— Добрый день!
И. А., А. А.: – Здравствуйте!
— Ваш проект называется «Антирейтинг», он действует с конца июля. Сколько торговых сетей вы уже проверили?
И. А.: – Мы проверили уже четыре торговых сети.
А. А.: – Получается, 8 супермаркетов. Пока ни один супермаркет не прошёл проверку. Везде обнаруживались какие-либо просроченные товары, нарушения норм их хранения, включая хамство сотрудников.
— Есть видео, смонтированное по результатам проверки двух сетей. Где его можно посмотреть?
И. А.: – Можно посмотреть на наших официальных ресурсах: «ВКонтакте», Инстаграме, YouTube.
— Антирейтинг.
И. А.: – Да, хэштег «антирейтинг».
— Я посмотрела видео, оно ужасное по выявленным нарушениям. Озвучьте, что встречается чаще всего или самые вопиющие случаи?
А. А.:- Самое частое, что мы встречаем, это именно просроченный товар; во всех торговых точках, которые мы проверяли, – это нарушение норм его хранения, нарушение температурного режима, включая товарное соседство. Практически во всех супермаркетах существуют такие ошибки.
— Расшифруйте «товарное соседство».
А. А.: – Допустим, салат из рыбы не должен находиться рядом с салатом «Оливье», потому что запах от него будет распространяться дальше.
— Это лари, где в открытых лотках находятся разные салаты.
И. А., А. А.: – Да.
— Мы как рядовые потребители не будем высматривать, какой температурный режим, а смотрим на срок годности. Как обстоят дела со сроками?
А. А.: – Со сроками годности всё тоже очень печально. Обычно, когда мы приходим, то очень часто находим просроченный товар в молочных продуктах, детском питании, конфетах. Практически в любой группе товаров можно найти просроченный. Так происходит всегда.
— Нет табличек, запрещающих съёмку?
И. А.: – В некоторых супермаркетах нет. В большинстве, которые мы проверили, они были.
— Как-то в работе вам это помогло? Я говорю о случае, когда последняя проверка у вас закончилась потасовкой с охраной.
И. А.: – Да.
— Расскажите об этом печальном случае.
И. А.: – Когда мы снимали, то, как обычно, нашли очень много просроченного товара.
А. А.: – Практически целая тележка.
И. А.: – Да. Пошли к администрации с просьбой утилизировать данный товар при нас.
— Чтобы он больше не попал на полки?
И. А.: – Да, чтобы не попал на прилавки. Произошла потасовка с охраной. К нам подошёл охранник, стал говорить, что снимать запрещено, хотя на самом деле Конституцией Российской Федерации это разрешено.
— Общественное место, например, как для телевидения.
И. А.: – Подошёл охранник, выхватил у меня из рук телефон. Видимо, сжал его с такой силой, что разбил мне экран.
— Есть повреждения.
И. А.: – Да, есть повреждения, я написал заявление в полицию.
— Вы написали заявление в полицию?
И. А., А. А.: – Да, мы написали заявление.
— Ответ есть?
И. А.: – Пока ответа нет, прошло уже три дня.
— Но есть ответ от торговой сети.
И. А.: – Сегодня мы его увидели. Он не был адресован нам конкретно.
А. А.: – Можно сказать, что мы его увидели случайно в соцсетях. Якобы мы вели себя вызывающе, а нам просто порекомендовали не вести съёмку. Соответственно возникает вопрос: как нам могут не рекомендовать вести съёмку, если всеми законами это разрешено? Мы не нарушали общественный порядок в этом торговом центре. Мы снимали только факт утилизации товара при нас. Мы никого не провоцировали, не оскорбляли.
И. А.: – В более развёрнутом видео, которое выйдет на днях на наших официальных ресурсах, чётко будет видно, какая была ситуация.
— Есть мнения, что вы наёмные люди от конкурирующей сети.
И. А., А. А.: – (смеются).
А. А.: – Нет, мы не наёмные люди от конкурирующей сети. Конечно, может когда-то давно у нас и был опыт работы в торговых сетях, но сейчас работаем в организациях, которые не связаны с торговыми сетями. Мы ходим практически по всем супермаркетам, о какой конкуренции может идти речь, не понимаю.
— У вас есть основная работа, и в свободное от работы время вы занимаетесь защитой прав потребителей?
И. А., А. А.: – Да.
— Зачем вам это нужно? Ведь как минимум всё может закончиться дракой.
И. А.: – Для того чтобы рядовые покупатели, приходя в магазин…
А. А.: – Приобретали качественный товар. Чтобы не травили наших детей – можно и так сказать, чтобы относились к людям более лояльно. Обычный покупатель приходит в магазин, не смотрит на сроки годности, а потом кто-то ложится в больницу с отравлением. От всего этого и физический, и моральный ущерб. Если никто этим не хочет заниматься, почему бы это не делать нам?
— Вы взяли на себя общественную нагрузку.
И. А.: – Да, можно и так сказать.
— При этом вы не представляетесь, у вас нет «корочек», что могло бы облегчить этот процесс?
И. А.: – Мы приходим на правах обычных покупателей. Делаем это так, как может сделать любой покупатель.
— А жалобы в Роспотребнадзор?
И. А.: – Мы пишем жалобы.
А. А.: – Сотрудничаем на частных правах и с Роспотребнадзором. Приходим в магазин как обычные покупатели, не ходим по служебным помещениям. Ходим только по торговому залу и снимаем общедоступную информацию. Никаких прав не нарушаем.
И. А.: – Например, если мы найдём в каком-нибудь магазине 1-2 единички просроченного товара, то, естественно, не будем обращаться в Роспотребнадзор Просто подойдём к администрации и попросим утилизировать товар.
А. А.: – При нас.
И. А.: – Да, но, если уже такие вопиющие нарушения, когда мы снимаем по тележке товара…
— Вы работаете с конца июля, обращались в Роспотребнадзор, ответов ещё не было?
А. А.: – По одному из супермаркетов ведётся работа в Роспотребнадзоре. По другим – ещё нужно несколько моментов сделать, чтобы началось производство.
— Вы пытаетесь держать в тонусе благовещенские супермаркеты, пока они реагируют обвинениями в ваш адрес. В чём проблема?
И. А.: – В незнании того, как нужно смотреть за товаром.
— Именно руководство супермаркета.
И. А.: – Да, в первую очередь.
— И расчёт на незнание покупателей?
И. А.: – Да.
А. А.: – Думаю, проблема в том, что просроченный товар, который надо утилизировать, но им будут торговать дальше, делая себе дополнительную прибыль. Мы своими действиями мешаем получать незаконную прибыль, поэтому такая реакция. Вместо того чтобы кидаться обвинениями в наш адрес, лучше бы прошлись по магазину и поснимали «просрочку», тогда бы и мы не приходили.
— Можно ли изменить эту ситуацию?
И. А.: – Нужно проводить очень долгую работу над этим.
— Вы к ней готовы?
А. А.: – Мы готовы, но нужно понимать, что силами двух человек мы вряд ли кардинально изменим ситуацию. Мы можем дать толчок к этому, если будем расширяться, то и работа будет идти лучше и больше в этом направлении.
— Вы принимаете в свои ряды новых участников?
И. А.: – Да, конечно.
— Вам не даёт покоя слава «Ревизорро»?
И. А., А. А.: – (смеются).
А. А.: – Всё-таки «Ревизорро» это немного другой проект, там проверки больше по общепитам, гостиницам.
— Магазины.
И. А.: – Как раз местные СМИ нас стали так называть – «народные магазинно», «народные ревизорро». На самом деле мы не смотрели ни программу «Ревизорро», ни программу «Магаззино». Мы решили посмотреть и увидели, что…
А. А.: – Есть что-то похожее.
— Будем следить за вашим видео. Спасибо большое! У нас в студии были два молодых человека, которые занимаются проверкой продукции, как защитники прав потребителей, Илья и Андрей Афанасьевы. Всего хорошего.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2017/08/28/7795