Газеты начала 20 века о пожарах и пожарной охране Приамурья

В современном мире существует множество источников информации, а сто лет назад новости люди узнавали из газет. И о важных событиях в жизни страны, города, и о частной жизни людей писали газеты прошлого. Амурский краевед Валентина Кобзарь, читая газеты начала 20 века, нашла интересные факты  о пожарной охране и пожарах.

 Амурская  газета. 1903  год.Вице-губернатору оторвало рукав

Сразу два значительных пожара случилось в Благовещенске 21 февраля 1903 года. Сначала загорелся дом Потомкина на Большой улице, ближе к Зее.  Завидя дым, толпы народа стали сбегаться к месту пожара, но по пути остановились у дома Камынина на углу Большой и Садовой (Ленина и 50 лет Октября), который тоже горел!

На второй пожар прибыли вице-губернатор С.Н. Таскин и военный губернатор области Д.В. Путята.

Таскин остановил махальщика (пожарный-сигнальщик), чтобы спросить, все ли пожарные приехали с первого пожара на второй. «В это время на него наскочила пара с пожарной бочкой и опрокинула господина вице-губернатора, – пишет корреспондент «Амурской газеты». – Колесом, проехавшим по руке, был напрочь оторван рукав мундира, а с ноги сорван штиблет. Благодаря какой-то необыкновенной случайности кости не были раздроблены, и сам вице-губернатор остался жив. Рука вся опухла и посинела, а в ноге чувствуется сильнейшая боль».

Дальше корреспондент пишет, что у благовещенской пожарной команды есть и повозки, и бочки, и прислуга, и лошади, нет только сигнальных рожков. Несутся во весь опор и вопят благим матом: «Берегись вправо!», «Берегись влево!». Но криков их никто не слышит.

«Пожары в Благовещенске вообще бывают очень редко, и еще реже случается два пожара сразу, чем и объясняется, что в эту сторону вопроса не было никем отражено внимание», – завершил корреспондент свой отчет о ЧП с участием вице-губернатора.

 Газета «Эхо».

По данным, опубликованным в январе 1910 года в газете «Эхо», с 1904 по 1909 год в Благовещенске случилось 119 пожаров. Убыток составил 613 830 рублей. Больше всего пожаров было в 1908 году – 33. Самая большая сумма убытка зафиксирована в 1907 году – 439 800 рублей (городской бюджет в то время – около 900 000 рублей).

 Открытие третьей пожарной части в Благовещенске

Торжественное открытие третьей пожарной части на Амурской – Семинарской (Политехническая) состоялось 6 декабря 1909 года. После молебна присутствовавшим было предложено угощение. Затем «была сделана тревога». Пожарные запрягли лошадей в одну минуту 10 секунд. А несколькими днями раньше они провели перепряжку всего за 58 секунд! Наверное, волновались в присутствии высоких гостей.

Пожарные ликвидировали последствия ЧС

Летом 1910 года случилось мощное наводнение. Бурхановка вышла из берегов, прорвала дамбу, затопила площадь на углу Театральной и Иркутской (Горького), по Семинарской (Политехническая) дошла до Амурской, затопила двор третьей пожарной части. Прорыв на дамбе заделывала команда пожарных и несколько вольнонаемных рабочих. Работами руководили городской голова И.Д. Прищепенко и член управы Щеголев.

 Электричество в помощь пожарным

Как только в 1908 году вступила в строй городская электрическая станция, управа решила на всех городских колодцах установить электромоторы. Рассчитывали, что с мотором для наполнения одной пожарной бочки потребуется всего одна минута и это ускорит тушение пожаров.

 

Бдительные гуси

Это случилось в январе 1911 года в одном из домов села Ивановка Ивановской волости. Хозяин уехал по делам, хозяйка затопила печь и зачем-то пошла к соседке. Из печки выпал уголек, от него загорелась солома, от нее возник пожар. Хорошо, что в хате были гуси – январь же на дворе. Они подняли такой гвалт, что люди из соседних домов прибежали! Они-то и потушили огонь.

 Сгорели две каюты

На пароходе «Князь Суворов», который шел из Харбина, 28 сентября 1908 года произошел пожар. Начался он от окурка. Тот долго тлел. В конце концов, ветер раздул пламя, и оно охватило две передние палубные каюты. В одной спали пассажиры, в другой хозяин, благовещенский купец 2-й гильдии П.С. Филимонов. Его разбудили и, когда он открыл дверь каюты, сквозняк разнес огонь, и он охватил всю переднюю часть надстройки парохода.

Пароход пристал к пустынному берегу. С помощью пассажиров огонь потушили. Убыток оказался не слишком большим: сгорели две каюты и «платье владельца». А мог бы сгореть и весь пароход – на воде пожары особенно опасны

 Страховая выплата – 150 000 рублей

Этот разрушительный пожар случился в Благовещенске 22 февраля 1910 года. Он начался в подвале книжного магазина Бутрякова, быстро распространился на соседние помещения, а в них располагались богатейшие магазины и фирмы Благовещенска. В том пожаре сгорели кондитерское заведение Афонина, гостиница «Манжини», квартира электротехника Кравчинского, магазин Бутряковых с товаром, ювелирный магазин Ахримовича (товар спасен), магазин фирмы «Коковин и Басов». Общий убыток оставил 267 тысяч рублей.

При тушении пожара были порваны телефонные провода. В результате 110 абонентов в течение трех дней «оставались без сообщений».

«Во время пожара много энергии и мужества проявил господин Бенецианов, принимавший деятельное участие в спасении имущества», – писала газета «Эхо».

Быстрее других оправился от несчастья благовещенский купец 2-й гильдии Мордух Иосифович Архимович. Уже 6 марта он временно возобновил торговлю «при шапочном магазине Левентас» на Большой улице, а через месяц обосновался в доме Отто Тима  («против почтамта» – это рядом с пожарищем, очень бойкое место).

В связи с пожаром торгового дома «Коковин и Басов» (кяхтинские купцы-чаеторговцы с миллионными оборотами) в Благовещенск прибыл главный инспектор страхового общества «Россия» К.А. Мальчёнкин. Это страховое общество выплатило Коковину и Басову 150 000 рублей и оставило торговому дому все спасенное имущество, товары и недвижимость.

 «Самовольство» китайцев

Один из домов на Амурском базаре принадлежал купеческому сыну Федору Филипповичу Коротаеву. Судя по описанию, это было складское помещение, кое-как приспособленное для проживания. Ютились в нем китайцы. 30 апреля 1910 года в доме случился пожар. Обошлось без жертв, но разбирательство все же было. Ф.Ф. Коротаев – владелец парохода, газеты «Благовещенск», недвижимости, поэт и будущий (1913 год) гласный городской думы, оправдывался: «Китайцы поселились в доме и печи в кладовках выстроили без моего ведома, я ничего не мог с ними сделать». «Правду ли говорит Коротаев, пусть судит читатель», – писала в те дни газета «Эхо».

 Ложная тревога

Около трех часов дня 11 марта 1911 года горожане увидели огромный столб дыма. Он поднимался у тюремного замка. Дым заметили и дежурные на городских калачах. Немедленно к тюрьме выехали пожарные команды. Оказалось, горела солома, заготовленная для матрацев. Пудов около пятидесяти.  Ко времени прибытия пожарных солома сгорела вся. Осталось только залить пепелище водой – на всякий случай.

Источник новости: http://28.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/8012789/