Военная тайна благовещенского бронекатера: его бортовой номер оказался недостоверным (фото)

Амурский историк пытается добиться того, чтобы городские власти исправили историческую неточность, связанную с благовещенским бронекатером, допущенную много лет назад. По словам Владимира Чепелева, указанный на корабле бортовой номер никакого отношения к судну не имеет. Во время грядущего ремонта катера он просит указать либо его последний бортовой номер, либо номер тактический.

Владимир Романович Чепелев – по образованию учитель истории. В школе он проработал 34 года. Сейчас он является ученым секретарем военно-морского сектора Амурского филиала военно-морской секции Военно-научного общества при Культурном центре Минобороны РФ. Морская история, история кораблей – его страсть с самого детства, и знает он об этом если не все, то очень многое, а рассказывать может часами.

Сейчас в центре его внимания одна из визитных карточек Благовещенска – бронекатер на набережной. В преддверии 9 Мая должны сделать косметический ремонт сооружения. Займется этим компания-победитель аукциона, которая предложила сделать работы за 345 с небольшим тысяч рублей.

Владимир Чепелев обратился в городское управление культуры с просьбой устранить допущенную много лет назад ошибку и вместо бортового номера 905, который сейчас указан на катере, написать совсем другой номер.

«Там есть одна загвоздка: бортовой номер, который на нем, он неправильно указан. Этот корабль никогда не носил номера 905. Был такой номер, но это был корабль другого типа – 60-х годов, типа "Шмель", построенный в послевоенные годы. А этот бронекатер проекта 1125 – с одной танковой башней на носу и пулеметом на корме – был построен в военные годы. Когда я обращался в архивы, мне ответили: да, был такой 905-й, но это был корабль другого типа как раз 60-70-х годов типа "Шмель"», – рассказывает историк.

По словам Владимира Романовича, у каждого корабля есть три номера. Первый – это заводской, который никогда не меняется. Второй – тактический, который меняется, но крайне редко. И третий – бортовой, или по-другому – условный, который меняется очень часто, чтобы сбить потенциальных противников с толку.

«Тактический номер этого бронекатера, его настоящее имя – "БК–376". А последний бортовой номер, с которым он прибыл в 1973 году в Бардагон, был 948. Корабль, правда, назывался уже не БК, а АКА. На сегодня номер 905 мы можем убрать и либо указать последний бортовой номер 948, либо указать его настоящий тактический номер – 376. По крайней мере, с 1973 года по 1989 годы на борту его все время находился номер 948. Все равно корабль будут красить – написали другой номер и все. Нет, мне в управлении сказали, что будет специальная комиссия, я должен выступить, предоставить соответствующие документы, подтвердить. Черновиков, что я принес, было недостаточно. Мне дают два дня, чтобы я все подготовил», – поделился историк.

Даже сохранились архивные фото, на которых отчетливо виден номер 948.

Но об этом мало кто знает, как и историю появления на благовещенской набережной этого бронекатера. В годы войны такие называли «речными танками» за сходство с этой сухопутной боевой машиной.

На табличке указано, что установлен он был «на месте переправы Зее-Бурейской бригады речных кораблей в память о советских людях, оказавших интернациональную помощь китайскому народу в освобождении от японских захватчиков в августе 1945 года». Но именно этот бронекатер в советско-японской войне участия не принимал. Но подобные – проекта 1125 и двухбашенные 1124 – в те годы на Амуре действительно были.

При этом за кормой благовещенского бронекатера действительно военная история. Он был построен в 1943-1944 годах в уральском городе Пермь (тогда Молотов). Летом 1944 года он вступил в строй, получив при этом тактический № 376. 28 сентября бронекатер «БК-376» был включен в состав Днепровской военной флотилии. Участвовал в Великой Отечественной войне. С 16 апреля по 8 мая 1945 года принимал участие в Берлинской наступательной операции. До Берлина, правда, ни один из катеров не дошел – этому помешали разрушенные мосты. БК действовал на Одере и Шпрее, в направлении на город Шведт в сторону Балтийского побережья. Есть даже косвенные данные, что у него была пробоина, а два командира на этом корабле погибли.

«После войны флотилию ликвидировали, она оказалась ненужной. В Благовещенске базой Амурской флотилии была Астрахановка, но в 50-е годы в связи с ликвидацией Амурской флотилии там расположились моряки-пограничники. Военные корабли поставили на прикол. Их покрывают слоем специального масла, специального сала – есть такое выражение "техническое сало" – на долговременное хранение. А тут, когда ситуация на Дальнем Востоке обострилась, запахло войной с Китаем, оказалось, что в случае такой войны нам Китаю нечего противопоставить. Но, к счастью, у нас на западе, в частности в устье Дуная, есть такой городок Кислица, там оказались в резерве на консервации, то есть покрытые слоем смазки, корабли времен Второй мировой войны. И вот в 60-е годы по железной дороге, а именно в 1966 и 1967 годах, эти сохранившиеся бронекатера доставили сюда на Амур ­– в Хабаровск, а часть своим ходом пришла в Благовещенск. Расформированную ранее Амурскую флотилию восстанавливать не стали, а была создана 49-я Краснознаменная дивизия речных кораблей Тихоокеанского флота. В нее входило несколько бригад, и одна из них, 74-я, была сформирована в Благовещенске в устье реки Бурхановки», – рассказывает Владимир Романович.

Но уже через несколько лет эти бронекатера морально устарели, на смену им пришли другие. И к началу 70-х годов суда снова начали списывать – передавать на консервацию или пускать на металлолом. Благовещенский военный катер в 1973 году сняли с консервации и передали в клуб юных моряков города Свободного. Сейчас это Детский морской центр имени адмирала Макарова. В августе катер прибыл на базу флотилии – в Бардагон, где использовался в качестве учебного судна. В 1980 году его вывели из состава учебных судов и использовали как плавказарму.

«В конце 80-х годов ветераны той самой 74-й бригады 49 Краснознаменной дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота, что была на Бурхановке, обратились к командованию, тогда еще были заместители командиров по политической части, с просьбой поставить в Благовещенске корабль-памятник. А поскольку на Бурхановке таких боевых катеров времен войны уже не осталось, обратились в Бардагон. И я не знаю, на каких условиях, но катер отдали. Был такой ветеран Амурской флотилии Иван Максимович Сердюк, к сожалению, года полтора назад он умер. Он отправился туда, ему выделили буксирчик какой-то, и они привели этот бронекатер проекта 1125 в устье Бурхановки в свою 74 бригаду. Внешне привели его в порядок, а внутри его еще в Бардагоне выпотрошили: сняли двигатели, топливные баки. Возможно, это было и оправдано – чтобы легче его было поднимать на постамент. В 1989 году этот бронекатер подвели к набережной, краном подняли на берег, так как пустой он не очень тяжелый, огородили, доделали, как положено, и в 1990 году торжественно открыли официально. И вот пока он был в Бардагоне, а затем переведен в Благовещенск, на его борту был номер 948. А когда его уже готовили для поднятия, каким-то образом тут появился номер 905, который никакого отношения к этому кораблю на самом деле не имеет», – делится Владимир Чепелев.

Разрешение установить памятник речного артиллерийского катера времен Великой Отечественной войны в 30 квартале Благовещенска было подписано 22 марта 1989 года Юрием Ляшко. Он тогда был председателем исполнительного комитета Благовещенского городского совета народных депутатов.

С тех пор постамент является одной из визитных карточек областного центра. В 2010 году бронекатер был отреставрирован, периодически проводится его косметический ремонт. И историк Владимир Чепелев пытается убедить городские власти, что просто покрасить катер в этот раз недостаточно. Нужно восстановить настоящий номер бронекатера – бортовой или тактический.

Есть еще один момент, который возмущает Владимира Романовича, – то, что сегодня охраняемый государством памятник боевой славы нередко становится местом для детских игр.

«Такой у нас низкий уровень культуры – это ужас. Это не туристический аттракцион и не место, где дети могут лазать. Это памятник военной техники, корабль, который действительно участвовал, хоть и в конце войны», – подытожил историк.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2019/04/11/152601