Социальное предпринимательство как явление и новый тренд – в вопросах и ответах эксперта

Татьяна Артёменкова: «На ровном фоне есть возможность вырваться вперед»

Можно ли получать прибыль, помогая бездомным? Бизнес ли это? Социальное предпринимательство – это то же, что и социальная ответственность? И зачем становиться социальным предпринимателем, есть ли в этом практическая польза?

Эти вопросы мы задали эксперту, генеральному директору института повышения квалификации «Конверсия» Высшей школы бизнеса Татьяне Артёменковой. Совсем недавно она проводила у нас в Благовещенске очную сессию «Социальное предпринимательство: от идеи до прибыли».

– Татьяна Анатольевна, по мнению многих, социальное предпринимательство в России находится сейчас в зачаточном состоянии и только-только начинается движение в сторону сращивания бизнеса и благотворительности. На ваш взгляд, с чем связано такое положение и насколько верно подобное утверждение?

– Явление социального предпринимательства у нас было всегда. Оно в России имеет очень глубокие корни, если вдаваться в историю. Люди этим занимались. Но помимо смыслового понятия должно быть ещё и законодательное. Как я всегда говорю на семинарах, социальное предпринимательство в России было как привидение, о котором все говорят, но которого никто не видит. Но сегодня в 209-ФЗ внесены изменения, и это стало не только смысловым, но и законодательным явлением. Такое активное развитие и могло-то пойти только после того, как появилось законодательное понятие.

Раньше это было инициативное развитие, а сейчас деятельность вышла уже в правовое поле, то есть на новую ступень развития социального предпринимательства. У нас законодатель определил, что такое социальное предпринимательство, что такое социальное предприятие, какие признаки социального предприятия, какие требования, нормы и так далее. Но это – первый шаг. Вторым шагом, безусловно, будет разработка мер поддержки социального предпринимательства, ради этого всё и делалось.

– Сейчас они ещё не разработаны?

– Даны возможности субъекту федерации (какие-то субъекты впереди, какие-то

сзади). Вот сейчас сидит группа и учится. Им уже есть поддержка! Это обучение не из самых дешевых. Людям бы пришлось за это платить, а так они бесплатно проходят обучение в рамках программы Министерства экономического развития. И это уже поддержка.

Дальше – всех консультируют по разработке бизнес-планов. Это что – не поддержка?! Пойди попробуй без поддержки получи эту консультацию и оплати ее! Но речь идет о том, что та же «Опора России», федеральный комитет, разрабатывают ещё большие меры. Есть уже региональный стандарт социального предпринимательства. То есть моментов уже много отработано, но они пока не дошли, не внедрились в сознание людей.

– Обычно под мерами поддержки предприниматели подразумевают хотя бы налоговые льготы…

– Ничего себе «хотя бы»! Круто сказано! Безусловно, налоговые льготы – хорошая поддержка. Когда они будут – тогда будем о них говорить. Но ведь не только налоговые льготы могут быть поддержкой. Это могут ведь быть и помещения на льготных условиях. Например, для НКО они выделяются на безвозмездной основе (если НКО существует более 5 лет). Мы не исключаем, что будет нечто такое же и для социального предпринимательства. Но прежде чем что-то конкретное делать, надо, чтобы люди понимали, что такое социальное предпринимательство, его суть, и сознательно туда пошли. Надо понять, что социальное предпринимательство – это не бедные виды деятельности, это ведь тоже иллюзия.

У нас как слово «социальное» услышат, так сразу думают, что это бедность и так далее. Нет! Социальное предпринимательство – вид деятельности, который решает социальные проблемы, но это ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, бизнес, извлечение дохода. Конечно, там норма прибыли будет не такая высокая, как, допустим, в нефтегазовом производстве или в финансовом бизнесе. Она будет другая, но будет. Потому люди должны, во-первых, это понять, во-вторых – это принять, в-третьих – на это пойти осознанно. Не просто: «О, поддерживать! Бабло пойдет! Давайте будем хватать!» Нет

соцпредпринимательство сейчас будут

Сначала надо в мозг людям вложить понятия и навыки. Поэтому я считаю, что у государства правильная политика. Пусть люди для начала разберутся, начнут цивилизованно к делу подходить, чтобы не идти в социальное предпринимательство только из-за того, что там меньше налогов, там поддерживают, а потом начать заваливать и предприятия, и проблемы.

– С другой стороны, у людей уже есть представление: «Социальное предпринимательство – это благотворительность»…

– Это два разных жанра. Предпринимательство – это деятельность, связанная с извлечением прибыли, деятельность, которую человек ведет на свой страх и риск. И никто не обязан предпринимателя поддерживать. Предпринимательство всегда связано с рисками. Но если государство хочет и может поддерживать и поддерживает, то нужно благодарить и кланяться, а не воспринимать потребительски: «Дайте мне!»

Социальное предпринимательство – это деятельность, которая имеет устойчивую бизнес-модель и при этом решает социальные проблемы общества: извлечение прибыли + решение проблем общества.

Если ты из бизнеса вынимаешь какие-то средства на благотворительность – это называется социальная ответственность в бизнесе. Ровно так же, как если ты создаешь программы лояльности и даешь бонусы для своих сотрудников, если делаешь какие-то дела для города и так далее. Это социальная ответственность предпринимателя (СОП), про которую в каждом вузе говорят и всё про него знают. Социальный предприниматель тоже может быть социально ответственным предпринимателем – это его право. Он такой же предприниматель, просто выделяет социальные проблемы общества и часть этих проблем берется решать, но не как НКО, не как благотворитель, не как человек, который просто даст денег.

– Зачем предпринимателю входить в список социальных предприятий, в реестр социальных предпринимателей? Ведь тот, кто решился заняться бизнесом, и так обычно может себе позволить и образование получить, и бизнес-план разработать с квалифицированными консультантами…

– Кто может позволить – на здоровье! И это хорошо, если может, на то он и предприниматель. Но единый реестр нужен. Пример: прежде чем чем-то управлять и вкладывать в это деньги, это нужно пересчитать. Нет данных – нет управления! Если государство берет социальное предпринимательство как отдельный объект управления, отдельный объект льгот и мер поддержки, то, во-первых, его нужно посчитать. А вот входить или не входить в учетный список – это не обязанность предпринимателя, это его право и его желание. Хотя всё же льготы и поддержка пойдут в перспективе за теми, кто в реестре, кого знают, кто устойчив, кто вписывается в государственную политику. Да и чтобы попасть в реестр социальных предприятий, нужно соблюсти условия: показать свою деятельность за год, показать направления, выручку, отсутствие задолженности. Посыл таков: хочешь поддержки от государства – веди свой бизнес цивилизованно. Один из способов показать свой серьезный настрой – вступить в Единый реестр субъектов социального предпринимательства.

– Если обратиться к вашему опыту ведения обучающих семинаров по всей России, можете назвать регионы с наибольшим настроем на социальное предпринимательство?

– Нет. Все в приблизительно одинаковой стадии понимания этого процесса. Практически везде путаница НКО и социального предпринимательства. Есть недопонимание в юридических формах, в видах деятельности. Самым первым пунктом приходится разбираться, где некоммерческая деятельность, какие признаки у предпринимательской организации, а какие – у некоммерческой. Даже осуществляя одни и те же виды деятельности, одна организация может быть предпринимательской структурой, а другая – не может. По опыту скажу – вся Россия примерно на одном уровне понимания, если мы говорим об бизнес-сообществе.

– Можно ли составить портрет человека, интересующегося социальным предпринимательством как бизнесом? Кого ждать в эту сферу деятельности, на ваш взгляд?

– Средний возраст и моложе. Люди хотят развивать либо сферу услуг, либо в сферу работы с незащищенными категориями граждан, в основном с инвалидами. Очень много людей, которые свою трагедию пережили или пытаются пережить. Многие приходят из НКО. Женщин чуть больше, как правило. И не могу сказать, что по регионам «портрет явления» отличается. Всё очень ровно по стране. Поэтому есть возможность на ровном фоне вырваться вперед. Не догонять, а вырваться вперед.

– А есть особенности у наших амурских предпринимателей?

– Я сама из Новосибирска и очень люблю сибирских людей. Дальний Восток тоже считаю своим сибирским регионом. Здесь у нас с вами другие люди – более цепкие, более активные, хваткие, быстрые. Здесь хороший темп усваивания знаний. Энергия чувствуется. Это говорит о том, что есть потенциал для хорошего результата. И все очень доброжелательные.

К слову, эксперты из ярославского ИПК «Конверсия» были очень приятно удивлены уровнем подготовки и применения знаний наших амурских предпринимателей в области цифровой экономики и продвижения через интернет.

Важно

Реестр всех субъектов социального предпринимательства будет создан не позднее 20 декабря 2020 года. С его помощью станет возможным прослеживать, какую помощь и от какого органа получил бизнес. Таким образом, сформируется прозрачная система учета господдержки, оказанной таким субъектам бизнеса.

История вопроса

Президент России В. Путин в конце июля 2019 года подписал закон, который вводит в России понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», а также определяет правовое регулирование отношений в сфере социального предпринимательства.

Документ выделяет социальное предпринимательство как отдельную приоритетную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Чтобы получить статус социального предприятия, нужно обратиться с заявлением и пакетом документов в уполномоченный орган субъекта РФ. Перечень документов указан в приказе. Затем создаётся комиссия, и уполномоченный орган должен в течение месяца принять решение о присвоении статуса социального предприятия или об отказе. В случае отказа МСП может обратиться с заявлением ещё раз.

Заявки нужно будет подавать ежегодно до 1 мая. В 2020 году перечень социальных предприятий будут формировать дважды – по состоянию на 1 апреля и на 1 июля. Чтобы попасть в первую волну заявок, документы надо подать до 1 марта.

 

Источник новости: http://2×2.su/business/article/socialnoe-predprinimatelstvo-kak-yavlenie-i-novyy–167372.html