Как стрит-арт мог бы изменить Благовещенск?

Граффити – точка притяжения

Амурчанин Павел Орез – энтузиаст от мира уличного искусства. Начиная с простейших граффити, он пришёл к искусству, монументальному во всех смыслах.

В уходящем году 28-летний художник стал участником международного фестиваля Urban Morphogenesis в Подмосковье, где расписал стену 20-этажного здания.

Высотка как холст

– Как вы стали участником этого фестиваля?

– О нём мне рассказал его главный идейный вдохновитель Дмитрий Лёвочкин: «Скидывай эскиз, просчитывай количество материала и готовься». На работу у меня было по плану 20 дней, но мешали дожди и сильный ветер, который раскачивал люльку – было трудно и неприятно на такой высоте.

– И сколько материалов ушло?

– Примерно 700 аэрозольных баллончиков. Я делал всё аэрозолем, без ассистентов. Напротив меня работал художник из Екатеринбурга, который делал всё валиками и кистями, его люлька была забита вёдрами с краской. В общем, у каждого свой процесс. Мне самому было интересно посмотреть, с помощью чего художники переносят эскиз на фасад.

– Как вы вообще пришли к монументальному искусству?

– Мне всегда хотелось сделать нечто подобное в Благовещенске. Такое желание появляется, когда много рисуешь на стандартных поверхностях в три метра высотой. И за год до фестиваля мне удалось это желание осуществить. Я разрисовал участок в два этажа на фасаде гостиницы «Дружба» – рисунок здорово выглядит именно на большом пространстве.

– Но больше со зданиями вы не работали?

– Очень давно, когда только начинал, пытался сделать что-то масштабное, но тогда я занимался классическим граффити, рисовал шрифты. Для обычного зрителя это сложно воспринять – не каждый поймёт, что написано. То, что я рисую сейчас, мне кажется, вызывает у людей больше эмоций и вопросов. Ведь первая реакция человека на шрифты: «Ой, это граффити, даже разбираться не хочу». Хотя, я считаю, это тоже вид искусства. Не случайно недавно в Майами открылся музей граффити. На западе сильно ценят влияние граффити на другие аспекты художественной деятельности. Многие монументалисты не стали бы рисовать в таких масштабах, если бы не практика ранее в граффити.

Не художник, а ремесленник

– То есть граффити сегодня уже не считают чем-то второсортным?

– Слава богу. В России, например, выпущена энциклопедия русского уличного искусства. В Москве уже давно проходят выставки уличного искусства, аукционы и иные мероприятия.

– А Благовещенск?

– У нас часто путают уличных художников и ремесленников. Вот поставили на набережной Амура новую стену для граффити. Сейчас на ней закатали на чёрном фоне «Россия – страна возможностей», назвав это уличным искусством. Но это пропаганда чистой воды.

Если в Благовещенске кто-то перерисует на улице картинку из интернета, все подумают, что он – уличный художник. На западе же таковыми называют тех, у кого свои наработки, отличительный стиль. А вот разовая работа, да ещё и на заказ – это не художество, а ремесленничество.

У нас есть уличные художники, но их по пальцам пересчитать. Хотя на волне популярности многие пытаются податься в стрит-арт. В том числе и те, чей творческий путь начинался с желания получить выгоду и кто в итоге уже сам не понимает, что ему нравится, привыкнув рисовать что скажут.

– Как формировался ваш стиль?

– Рисуя шрифты, захотелось в определённый момент добавить им живости, и в одну из букв я начал подрисовывать глаз. Постепенно полностью отказался от контуров у букв – вышла мешанина цветов, в которых просматривались некоторые образы. Так я ушёл от шрифтов в поиск образов в хаотичных линиях.

Потом определился с цветовой гаммой: взял за основу бело-сине-красную сумку челнока, начал использовать оттенки этих цветов, включая голубой, розовый. Сейчас работаю в ограниченной палитре, и мне нравится.

На стенах и гаражах

– Где можно увидеть ваши работы, помимо гостиницы «Дружба»?

– Есть участок за областной детской библиотекой, который разрисовывают ещё с 2006 г. Там есть и моя работа годичной давности. Ещё работа из той же серии есть в одном из ресторанов китайской кухни. На самой улице сейчас не так много моих рисунков. Жду тепла, чтобы реализовать накопившиеся эскизы. Есть несколько интересных мне поверхностей.

– На улицах города граффити вообще мало – почему?

– Большинство из них находится на «заброшках», в отдалённых районах – к примеру, на длинных рядах гаражей. Есть, кстати, такое знаковое место для благовещенского граффити – стенка напротив художественной школы в микрорайоне. В своё время ребята сами её штукатурили, грунтовали, прикладывали усилия, чтобы она жила.

Почему художники уходят на задворки? Они рисуют меньше, и в силу этого им хочется меньше проблем. Краска недешёвая – невыгодно бросать работу на полпути. Это раньше – сэкономил на обеде рублей 50-60 на краску. Сейчас аэрозоль стоит 350. Так что желающие заняться граффити должны готовиться к затратам. Хотя при желании аэрозоль заменяется водоэмульсионкой.

– Летом на международном туристическом форуме вы рассказывали о том, как стрит-арт меняет города – и как же?

– Есть несколько вариантов того, что может случиться с домом или микрорайоном, где появится уличное искусство. Во-первых, это позитив для местных жителей: по дороге домой смотришь не на серые стены, а на яркие рисунки. Во-вторых, уличное искусство – точка притяжения: люди едут в этот район из других частей города, туристы заглядывают, чтобы
пофотографировать. Появляется необходимость в локальном бизнесе: кофе-точках, например. Скажем, после фестиваля Urban Morphogenesis в микрорайоне «Новая Трёхгорка» расширилась одна из кофеен. Её владелец попросил нас оставить подписи на барной стойке – показывать туристам.

Если дальше говорить о коммерческой выгоде, то дорожает недвижимость – благодаря уличному искусству район становится привлекательнее. Вот после фестиваля квартиры в том районе выросли в цене в 1,5-2 раза. Да и местным жителям такой район хочется сделать ещё ярче уже своими силами – не бросать мусор, благоустраивать.

– Ваша мечта как художника?

– Конкретно в Благовещенске – конечно, оставить часть своего творчества на фасаде какого-либо дома, на конкретных поверхностях. И, возможно, в 2020 г. всё будет. Фестиваль, который был в Подмосковье, в будущем году пройдёт в трёх регионах – и у Приамурья и Благовещенска есть шансы оказаться одним из этих мест. Нужно подавать заявку, но для этого кто-то в администрации должен быть заинтересован.

 

Источник новости: http://2×2.su/culture/article/kak-strit-art-mog-by-izmenit-blagoveschensk-165673.html