«Уберите своего дебила»: гиперактивного ребенка отказываются принимать в коррекционную школу

Ребенку даже не дали путевку в санаторий, сказав, что таким детям там не место

В редакцию полезного портала 2х2.su обратилась жительница Благовещенска Элина Хлопотникова. Женщина рассказала, что ее девятилетнего гиперактивного сына отказываются принимать в коррекционную школу №7 из-за нехватки мест. Туда ребенка направила психолого-медико-педагогическая комиссия.

– В прошлом году они нас на домашнее обучение определили, а в этом даже снимать с него не хотели, но я этого добилась, – рассказывает Элина.

Сама женщина родом не из Благовещенска и рассказывает, что в родном селе ситуация с обучением детей с особенностями плачевная. 

– Раньше мы проживали в Константиновском районе. У нас там есть дом, купленный под материнский капитал. С ребенком никто не занимался, так как нет специалистов. В Константиновке есть реабилитационный центр, но его сотрудники отказались с нами работать: сказали, ребенок не усидчивый, нет смысла. Нам поставили умеренную умственную отсталость еще с рождения мальчика, – говорит Элина.

В надежде улучшить условия для ребенка  амурчанка перебралась в Благовещенск. По приезду женщина прикрепилась к центру «Доброта», там написала заявление на получение путевки в санаторий «Бардагон».

– Мамочки, с которыми я лежала в больнице, ездили туда. Однако, мы путевку не получили. Когда я пришла ее забирать, то получила отказ. Обосновали тем, что так решили в министерствах: таким детям в санатории не место. 

На сайте санатория указано, что учреждение имеет право отказать в приеме на реабилитацию при психопатии, патологическими расстройствами личности с выраженными расстройствами поведения и социальной адаптации, а также умственной отсталости в умеренной и тяжелой степени.

Сейчас мама и ребенок практически все свое время проводят дома: даже выйти погулять для них большое испытание.

– Часто слышу в адрес сына маты, оскорбления, и просьбы «убрать от меня своего дебила». Дети тоже не все понимают, а ребенку просто нужно общение! Он ведь даже не агрессивный. Он общается с соседскими бабушками и дедушками, пытается повторять слова, – говорит Элина Хлопотникова.

Пока нет мест в коррекционной школе, то ребенку приходится посещать обычную. Мальчик ходит в школу №28, учится с обычными детишками в одном классе, только толку от этого мало: там он лишь играет, как и дома. С ним никто не занимается отдельно, да и программу он потянуть не сможет.

Сейчас Элина снимает квартиру на пенсию ребенка – живут они только на эти деньги. Женщине предложили встать на очередь, но знакомые сказали, что смысла этого делать нет. Так и оказалось: когда начала собирать документы, пришла к психиатру за заключением, то ей ответили, что с таким заболеванием даже по соцнайму квартиру не дадут.

– Из-за того, что я постоянно сижу дома с ребенком, не могу устроиться на работу. А так бы хоть ипотеку взяла. Занимаюсь с ним, делаю, что могу, но я ведь не специалист. Единственный выход – только на телевидение идти…, – говорит женщина.

За комментарием мы обратились в школу №7.

– У нас классы очень маленькие, по 12 человек. В тех, где учатся дети с умеренной умственной отсталостью, и вовсе по пять человек в классе. И это норма. Взять еще одного ребенка в класс мы не можем, – пояснила директор Татьяна Булыгина, посоветовав при этом обратиться в Министерство образования.

Мы попросили психолога-дефектолога Ларису Князькину прокомментировать ситуацию амурчанки. Специалист рассказала, что решение комиссии носит рекомендательный характер, и родители сами решают – отдать ребенка в специализированную школу или интернат, или пойти в учиться в обычное учреждение. В данном случае благовещенке необходимо собрать документы и встать на очередь в коррекционную школу. Заставлять ребенка оставаться на домашнем обучении никто права не имеет.

– Обучение в стенах квартиры не позволяет ребенку полноценно социализироваться, общаться со сверстниками, учиться самостоятельности. Поэтому я всегда рекомендую обучение в среде сверстников, – отмечает специалист.

Кроме того, Лариса Федоровна посоветовала героине поискать в Благовещенске школы с коррекционными классами, в которых дети в небольших группах обучаются по программам для детей с ОВЗ.

– Сейчас большое внимание уделяется инклюзивному образованию – обучению особенных детей в обычных классах, но по специальной программе, которая учитывает особенности ребенка (программу рекомендует ПМПК или для детей – инвалидов она составляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида). Составляют ее в самом учебном заведении на основании стандарта. Родители имеют право ознакомиться с программой обучения. Но, к сожалению, из-за загруженности далеко не всегда педагог в обычном классе способен дать ребенку все необходимое внимание, найти ресурсы, сильные стороны и в ребенке и при обучении опираться на них.

Также Лариса Князкина отмечает, что зачастую ПМПК делает поспешные выводы и ставит диагнозы, не разобравшись в проблеме.

– У нас быстро ставят интеллектуальную недостаточность, не разобравшись в ключе проблемы. Возможно, ребенку сложно выразить свои мысли, и он агрессирует. Он просто хочет что-то донести до родителей, его не понимают, вот у него и эмоций много. У меня были случаи в практике, когда ребенку ставили умственную отсталость, а он просто не хотел говорить со злыми тетями.  Ещё был случай, когда ПМПК поставила мальчику умственную отсталость, я его направила на обследование в психдиспансер, и диагноз сразу сняли. ПМПК, бывает, ошибается, очень быстро судят.

Также Лариса Федоровна отметила, возможно, у малыша просто нарушена речь, а остальные диагнозы просто «зацепились».

– Выше мама описывала, что ребенок гиперактивный. Если этот диагноз поставлен врачами, то есть вероятность того, что его чрезмерная активность не дает возможность сфокусироваться на теме урока, а дефицит внимания осложняет восприятие и понимание материала. Но это не может быть причиной в отказе работы с ребенком, это должно быть основанием, отправной точкой, тем, с чего стоит начать коррекцию – обучать навыкам самоконтроля или как чаще говорят «усадить» ребенка. С постепенным формированием усидчивости есть вероятность того, что и усвоение знаний будет идти легче. Конечно, это работа не одного месяца и даже не одного года, важно набраться терпения и веры, – отмечает специалист.

Мы отправили запросы в Управление образования города и областное Министерство с вопросом, как ребенку с гиперактивностью обучаться, какие есть возможности для этого в местных учреждениях. Полезный портал 2х2.su будет следить за развитием событий.

Источник новости: http://2×2.su/society/news/uberite-svoego-debila-giperaktivnogo-rebenka-otkaz-161207.html