Учитель, покажи, как применить знания в реальной жизни!

«Мне приходилось работать со многими способными учениками, но с действительно одарённым ребёнком посчастливилось встретиться лишь однажды», – говорит школьный учитель математики Наталья Тетерич

В этом году в День учителя (5 октября) Наталью Сергеевну Тетерич в числе шести лучших педагогов области наградят премией Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической работе.

Учить гуманно

– Как указано на вашем сайте, вы внедряете самые современные педагогические технологии в преподавание математики – это какие же?

– Доктор педагогических наук, профессор Марк Поташник однажды сказал: «…нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад, а потому недопустимо в школе XXI в. использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и 

не гарантирующие качество образования…». В терминологию по технологиям углубляться не буду. Скажу только, что у нас полное материально-техническое оснащение и высококвалифицированные педагоги, что позволяет обучаться в основном высокомотивированным ребятам. И вообще, наш лицей – одно из лучших образовательных учреждений, в 2015 г. вошедших в ТОП-500 лучших школ России.

– Один из ваших профессиональных интересов – «смешанное обучение как инновационный образовательный подход, повышающий познавательный интерес обучающихся к математике». Что это значит?

– Смешанное обучение – инновационный личностно-ориентированный подход в работе и с неуспевающими детьми, и с ребятами, проявляющими особые способности в математике – со всеми, кому требуется дополнительное внимание учителя. То есть я могу выстроить гибкий персональный процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей учеников, организуя интерактивное взаимодействие не только дистанционно, но и очно в различных формах. Ликвидирую пробелы, создаю индивидуальные программы для работы с отдельным учеником или классами одной параллели, если у них разный уровень знаний. При этом режим работы я и мои ученики можем выбрать самостоятельно. Считаю, для ребят важно, чтобы учитель так же, как и они, владел навыками в информационных технологиях, вместе со своими учениками шёл в ногу со временем.

– Также вы – куратор и ведущий преподаватель профильных обучающих сессий математического направления региональной инновационной площадки. Что это за площадка, и какие задачи решает?

– Поскольку одним из приоритетных направлений в работе нашего лицея является работа с высокомотивированными детьми, то с 2015 г. учреждение стало Региональной инновационной площадкой по работе в рамках проекта «Каникулярная профильная сессия естественнонаучного направления «Познание». Являясь членом творческой группы по работе в инновационном режиме, в рамках профильных смен я провожу занятия по решению олимпиадных задач и задач повышенного уровня сложности.

– Лет 10 назад вы посещали авторский семинар по такой теме: «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» – что это означает? Просто не повышать голос на учеников?

– Гуманная педагогика – это не просто не повышать голос. Хотя и приходится это делать. Но я вообще говорю громко – привычка, выработанная годами.

Гуманистическая педагогика ориентируется на личность ученика, учитывает его 

индивидуальные интересы и способности, главной задачей ставит воспитание личности ребёнка через развитие его духовного и нравственного потенциала. Основатель этого направления Шалва Амонашвили сказал: «Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Тогда взрослые обнаружат, что, оказывается, они тоже летят».

Я стараюсь строить отношения со своими учениками на основе сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания. И, видя пытливые глаза детей, слыша в конце урока, что время пролетело незаметно, я понимаю, что мои труды не напрасны. И мои ученики тоже скоро раскроют крылья.

– Ещё один из семинаров был по специфике образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети у вас они учатся наравне с полноценными? Как приходится объяснять материал для обеих категорий учеников?

– Такие дети – особая категория и подхода требуют особого. Ребята с ОВЗ, обучающиеся в нашем лицее, имеют сохранный интеллект. Успешность такого ученика зависит не только от работы учителя-предметника, но и от правильно организованного взаимодействия родителей, классного руководителя и самого ученика. В помощь таким ребятам я создала множество электронных ресурсов, подобрала много обучающих материалов, в том числе видео для работы дома. Естественно, что и систему оценки приходится корректировать в зависимости от того, насколько есть возможность оценить такого ученика.

Шире кругозор

– Как изменились тенденции в школьной математике за 17 лет вашего педагогического стажа? Насколько математика, скажем так, поспевает за требованиями современности? Или задача всё та же: обучать основным математическим законам?

– В школе изменились тенденции не только в математике, но и в образовании в целом. Задача современного учителя – не просто дать знания, но и научить добывать и использовать их в реальной жизни. Часто дети не понимают, зачем им все эти синусы, косинусы, сложные проценты. Вот тогда и приходят на помощь уроки, разработанные на основе смешанного и витагенного (основанного на жизненном опыте) обучения школьников.

– Насколько сейчас учебная программа сложна для детей? Требует ли уже каких-то первоначальных навыков и умений?

– Первоначальные навыки и умения ребёнка закладываются в него ещё задолго до школы. Это важно больше для первоклассника, наверное. В среднем и старшем звене мы лишь опираемся на эти умения и развиваем в соответствии с новым стандартами, выполняя соцзаказ общества.

Нам важно, чтобы сегодняшний выпускник был человеком социально активным, умеющим учиться, осознающим важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способным применять полученные знания на практике. Это должен быть человек, стремящийся к расширению кругозора, способный работать в коллективе, применять творческий подход к любому делу.

– Каких успехов может сегодня добиться одарённый ученик по математике? Выиграть кучу олимпиад, а дальше?

– Такие победы важны не сами по себе. Это своего рода отправная точка в большую жизнь. Одарённый школьник, в том числе, в математике, это самородок, который приобретает красоту в руках опытного мастера. У таких детей большое будущее.

Мне, конечно, приходилось работать со многими способными детьми, но с действительно одарённым ребёнком посчастливилось встретиться лишь 

однажды. Сегодня он успешно обучается в школе-пансионе для способных и мотивированных детей 7-11 классов «Летово» в Новой Москве, где учатся всего 242 школьника из разных регионов страны, прошедшие несколько туров экзаменов, показав высокие результаты, а главное – мотивацию и интерес к учёбе.

– Ваше увлечение, оказывается, – игра на фортепиано. Что играете? Не хотелось ли вообще связать жизнь с музыкой?

– В раннем детстве, как сейчас говорят мои родители, по моему собственному очень сильному желанию, меня отдали учиться в музыкальную школу. Это был определённый этап в моей жизни, который запомнился надолго. Сегодня музыка в прошлом, хотя и теперь могу что-нибудь сыграть – мышечная память не подводит. Впрочем, ноты помню, могу с их помощью удивить даже саму себя. А, кроме того, в уютной компании, а иногда и со своими учениками ещё и пою. Говорят, что очень даже неплохо.

 

Источник новости: http://2×2.su/school/news/uchitel-pokazhi-kak-primenit-znaniya-v-realnoy-zhi-161075.html