Бизнес летом: отдых или жаркая пора?

Как меняются различные направления предпринимательства в зависимости от сезона

Ведение бизнеса – динамичный процесс, который зависит от множества факторов. Одним из них нередко оказываются времена года. Казалось бы, этот нюанс должен касаться только сугубо сезонного бизнеса: продажи мороженого на улицах, проката велосипедов, торговли елочными игрушками и фейерверками. Однако думать так будет ошибочно. Время года так или иначе сказывается на многих направлениях предпринимательства.

Чтобы составить максимально объективную картину сезонности бизнеса в Амурской области, мы побеседовали с предпринимателями, работающими в различных сферах. Всем им задавались одинаковые вопросы: «Насколько сильно приход лета влияет на показатели вашего бизнеса? Как вы справляетесь с негативным влиянием? И стоит ли открывать подобный бизнес в жаркое время года?»

Продавать некому

Главное, что нужно помнить о лете, – это период, когда большинство амурчан либо собираются, либо отправляются в отпуск. Постоянные клиенты компаний уезжают на моря, оставшиеся меньше сидят в интернете или смотрят телевизор – они стремятся проводить как можно больше времени на природе, взять все от редких теплых дней. Безусловно, это сказывается и на работе организаций.

Эльвира Юркевич, руководитель сети магазинов корейской косметики:

– Для наших магазинов лето – конечно, низкий сезон. Объем выручки в это время года падает, потому что все наши постоянные покупатели разъезжаются по отпускам. Конкретную статистику мы не подводим, и на сколько процентов снижается объем, я сказать не могу. Каждый год по-разному, предсказать сложно: допустим, мы ждали, что апрель в этом году будет плохой – а оказалось наоборот.

Что касается рекламных кампаний и акций, то у нас они не привязаны конкретно к лету. Мы каждый сезон стараемся придумывать что-то новое: менять имиджевые ролики на радио, обновлять дизайн рекламы или создавать новые памятки и буклеты. Расширение товарной линейки также происходит не к лету или какому-то другому сезону – новые товары и бренды появляются каждый месяц. Но, конечно, существует сезонный спрос. Скажем, летом начинают пользоваться популярностью матирующие средства, мисты, спреи. Так что мой отпуск не зависит от времени года. Я подстраиваюсь под определенные обстоятельства, под свой график дел.

И для захода на рынок в нашей сфере сезон тоже не имеет значения. Некоторые наши магазины, например, были открыты летом. Все зависит от того, с каким товаром и как ты зайдешь. Допустим, сейчас рынок корейской косметики крайне переполнен.

Виктор Тельных, руководитель барбершопа, мастерской по созданию деревянной мебели и кафе паназиатской кухни:

– Обычно в июне, июле и августе обороты падают примерно на 15-20% в связи с тем, что клиенты либо отправляются в отпуска, либо начинают экономить перед поездками. Чтобы повысить число клиентов, специально мы ничего не предпринимаем. Смысла нет: мы открылись достаточно давно, в городе нас многие знают, плюс сезонность завязана именно на отпусках, а не на каких-либо других факторах. Да и падение мы наблюдаем минимальное, в основном в июле-августе.

Например, если говорить о мастерской по созданию мебели, то закупки начинаются примерно с августа, потому что в этот период люди начинают делать ремонты. В барбершоп люди ходят всегда, сезонного спроса на эти услуги нет – кто-то предпочитает сбривать бороду летом, а кто-то зимой, все индивидуально.

По кафе паназиатской кухни пока сложно делать выводы, так как мы открылись только в феврале. Но перед открытием мы все просчитывали и пришли к выводу, что летом берут в основном доставку, так как люди стараются больше времени проводить на природе. А по поводу посещаемости делать прогнозы и анализы мы сможем, только когда с этого момента пройдет хотя бы полтора года.

В плане открытия к сезону привязано только кафе. По моему мнению, летом лучше не открывать какие-либо заведения, потому что реклама очень долго будет доходить, так как порядка 30% людей уезжают отдохнуть. А в случае с барбершопом или мастерской, если правильно подготовить политику открытия и фундамент, то время года не имеет значения.

Максим Малышев, начальник отдела маркетинга строительной компании:

– Лето – самый сезон для строительства именно в качестве возведения дома, оно ведется наиболее активно как раз в этот период. А именно – спрос на квартиры начинает возрастать с конца августа, пик продаж достигается в декабре, ближе к Новому году. В январе и феврале еще продолжаются остаточные продажи по перетекающим сделкам, работа по которым начиналась в декабре. А затем наблюдается спад.

Летом, если смотреть по практике, цена обычно находится на дне, потому что покупательская активность не так уж и высока. Это объясняется тем, что начинается сезон отпусков, и люди не так активно задумываются о покупке квартиры. А вот в августе они возвращаются – и в город, и к этой мысли. Кроме того, тут срабатывает тот факт, что в области сильно развито сельское хозяйство. Осенью как раз собирается урожай, у фермеров появляются средства, и они думают, куда их вложить. В конце у кого-то заканчиваются депозиты, и люди также стремятся потратить высвободившиеся деньги. Плюс – многие боятся повышения цен в новом году и стараются купить здесь и сейчас.

В рекламной и маркетинговой кампании мы привязываемся не к сезону, а к старту продаж. То есть мы постоянно рекламируем свои объекты, но активнее – когда появляется новый. Также дополнительные медиаканалы мы подключаем при запуске определенных акций или изменении существенных условия для покупателя – например, если ставка понизилась. Получается – когда необходимо дополнительно проинформировать о чем-то. А активизироваться летом смысла нет. Люди ведь уезжают, и кому мы будем рекламу показывать – коту, который остался в квартире?

Время лимонада и отпусков

Тем не менее есть в Благовещенске и такие компании, для которых лето – время исключительно прибыльное. На ум сразу приходят кафе-мороженое, уличные ларьки и, конечно, туристические фирмы. Однако на деле все, конечно же, не так просто.

Оксана Разумеева, руководитель кофейни, оптовой и консалтинговой компаний:

– Наша индустрия сейчас переживает высокий сезон. Летом погода дает людям возможность больше гулять, а гулять им нравится с чем-то вкусным – например, со стаканом лимонада или холодного кофе. Соответственно, это подталкивает к повышению спроса на нашу продукцию. Кроме того, мы подстраиваемся, разрабатываем сезонное меню с холодными и освежающими напитками. Ставим летние веранды – за счет этого в летний период у нас обслуживается больше клиентов.

Повышение спроса касается и оптовой компании, которая занимается продажей кофейных зерен, сиропов, оборудования для кофеен. Что происходит: повышается спрос на продукцию существующих кофеен, появляются новые летние точки на набережной, где в том числе варят кофе и используют сиропы, а в результате растет спрос и на нашу продукцию на B2B-рынке. Таким образом, и обороты нашей оптовой компании растут.

Соответственно, открывать кофейню в летний сезон вполне оправданно. Можно сразу получить и клиентскую базу, и повышенный спрос. Это касается и других проектов общественного питания: фуд-траки, фуд-стрит и мини-кофейни на набережной тоже лучше открывать к летнему сезону. В идеале запускаться в конце апреля или начале мая, чтобы в высокий сезон получить максимум прибыли. А если мы, например, открываем точку в конце июня, то по факту пропускаем два месяца.

Оксана Гаврилова, руководитель туристического агентства:

– Так как мы заточены на Таиланд и Вьетнам, в нашем агентстве пиковый сезон приходится не на лето, а на период с января по апрель. Это как раз то время, когда все планируют отпуска, происходит раннее бронирование летних туров, авиабилетов на московские направления.

Непосредственно летом многие предпочитают отдыхать в Приморье, Китае или на даче, когда вообще не нужно обращаться в турагентство. Поэтому лето – высокий сезон у туроператоров, которые формируют группы на китайские направления. Мы с этим направлением тоже работаем, но это не приоритетные продажи. У нас пик сезона с наибольшим количеством туристов – это зимнее время.

Но при этом у нас всегда есть загрузка. Поэтому рекламу мы не даем нигде, кроме интернета и страниц в социальных сетях, а там корректируем ее в зависимости от цели. Сейчас мы делаем больший акцент на визы, на индивидуальных туристов. А в зимнее время – да, на пакетные туры.

И, конечно, нельзя говорить о том, что мы можем качественно отработать высокий сезон, а потом не работать вообще. В наших реалиях такое невозможно. Другое дело, можно хорошо поработать и улететь в отпуск. Специфика нашего бизнеса такова, что для отдыха нам необходимо именно уехать. Если мы будем находиться в городе, то фактически будем на работе, потому что будем на связи. Поэтому мы улетаем.

Победить сезонность

Как мы видим, далеко не в каждой компании считают нужным менять маркетинговую или иные стратегии с приходом низкого сезона. Но что делать, если время года сказывается на прибыли весьма значительно? Уж точно не сидеть сложа руки. Вот какие методы можно применить.

Лидия Анопа, управляющий партнер консалтинговой компании

– Наша целевая аудитория – это как раз предприниматели. И в этой связи мы наблюдаем такую особенность: летом, особенно в августе, некоторые из них нередко улетают в отпуск. Подобное также происходит в декабре. Но если сотрудники работают хорошо, то они компенсируют эту особенность работой с другими предпринимателями и продажами наших услуг уже им.

Мы понимаем наличие некоторой сезонности и даем специалистам по продажам соответствующие задания, меняем стратегию соответствующим образом. На маркетинговую кампанию такая особенность при этом не влияет, так как мы работаем преимущественно посредством прямых продаж. То есть мы занимаемся продвижением в интернете и социальных сетях, но летом стратегию не меняем.

Иван Балдин, руководитель праздничного агентства:

– Когда мы только начинали, то учитывали коэффициент сезонности. Летом из-за свадеб было больше работы, зимой – меньше. Но с развитием компании фактор сезонности сгладился, работа есть круглый год. Меняется только формат мероприятий: летом это по-прежнему свадьбы, зимой – юбилеи, дни рождения компаний, осенью начинаются всевозможные конкурсы профессионального мастерства. Единственное, простой наблюдается в первые две-три недели января, но такое есть у всех.

Сезонность в нашем бизнесе может присутствовать у компаний, которые квалифицируют себя более узко. Допустим, именно у свадебных агентств пик приходится на лето. В больших городах при узкой квалификации агентства можно встать на ноги, потому что людей много и заказов соответственно тоже. А вследствие того, что Благовещенск да и вся Амурская область небольшие, то чтобы победить сезонность, нам пришлось расширить спектр услуг.

Взгляд со стороны

Одним сезоном не проживешь

Андрей Конюшок, бизнес-эксперт, экономист:

– Открывать только один сезонный бизнес – например летний – неразумно, потому что доходы нужны и зимой. Желательно окупить инвестиции за год, ведь оборудование призвано кормить человека и его семью несколько лет. А поскольку речь идет о доходах, то они должны быть каждый месяц, нужно иметь их источники постоянно. Значит, нужен второй сезонный бизнес – зимний.

Важно знать

Вместо послесловия

Разговор с предпринимателями позволяет сделать несколько выводов о сезонности бизнеса и о том, как с ней справляться и как ее использовать. Самые распространенные методы таковы:

Расширить товарную линейку

С приближением определенного времени года разумно приобрести продукты, которые будут пользоваться в этот сезон особенной популярностью. В период оттока покупателей это позволит увеличить число покупок, которые совершат оставшиеся клиенты.

Открываться перед высоким сезоном

Заранее проанализируйте ситуацию на рынке и открывайте компанию в сфере с ярко выраженной сезонностью перед самым пиком продаж. Тогда вы сможете больше заработать в первые месяцы после запуска, а за счет сложившегося вокруг продукции или услуги ажиотажа привлечете внимание к бренду.

Не бросаться в рекламу

Если снижение оборота связано с тем, что ваша целевая аудитория покинула регион и уехала в отпуска, не спешите запускать усиленную рекламную или маркетинговую кампанию. В такой период смотреть вашу рекламу будет некому, поэтому лучше активизироваться по окончании низкого сезона, чтобы покрыть сезон упадка.

Усилить напорКогда бизнес завязан на прямых продажах, разумно дать специалистам установку: активнее работать с клиентами, которые в отпуска не уехали. Если они приобретут товары или услуги на большую сумму, нежели в другой сезон, это позволит сгладить снижение оборотов.

Фото: личные страницы героев в соцсетях

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/biznes-letom-otdyh-ili-zharkaya-pora-157062.html