Вырастут ли наши дети бездуховными?

об этом порассуждали вместе с амурским художником Натальей Саяпиной

 «Творчество – это та часть моей жизни, которая позволяет создавать свой мир красок, линий, образов, и делиться этим с людьми», – говорит известный амурский художник Наталия Саяпина.

В этом году наш гость отметила свой юбилей.

Образ родился

– Наталия Дмитриевна, что для вас значат слова «возраст» и «юбилей»?

– У меня нет груза прожитых лет, я просто стала другой. Мир для меня такой же яркий, интересный. Вижу много возможностей для себя как для художника.

– Как бы вы изобразили это состояние на холсте?

– Наверное, я создала бы абстракцию на тему «Космос внутри нас».

– Как вы обычно работаете: сразу видите конечный результат?

– Когда пишу с натуры, то конечно. Натура диктует, вдохновляет. Это пейзажи, натюрморты с натуры. Цвет с натуры – это богатство, сам такого не придумаешь. Иногда хочется с ней поиграть: усилить акценты, добавить персонажей. Люблю сочинять картины, делать их сказочными, волшебными.

Бывает, полностью импровизирую, особенно при работе с акварелью: работаю с цветом, с фактурой, а параллельно рождаются образы.

– Сколько вообще времени может уйти на создание шедевра?

– Шедевра?! Это громко звучит. Я бы не рискнула так называть свои работы… Вообще, художники всегда говорят «работа», они картиной-то своё творчество бояться назвать – картины в музеях висят, у признанных мастеров.

А по времени бывает по-разному: иногда, написала, – и больше ничего не трогаю, всё удачно сложено в единый образ. Иногда занимает 3-4 часа. А бывает, пишешь, сочиняешь, добавляешь, портишь или улучшаешь, но в любом случае доводишь до какого-то конечного результата. И это может занять несколько лет: доведёшь работу до определённого этапа, и не понимаешь, что с ней дальше делать. Отставила. Пройдёт время, достану, посмотрю, и вот – понимание, как завершить.

– Какая-то из ваших работ вам самой запала в душу?

– Есть такая: мужчина и женщина лежат на берегу водоёма. Она вызывает у меня космическое ощущение, что вокруг – пустота, и в мире есть только Он и Она, почти как современные Адам и Ева. Они смотрят друг на друга с большой любовью. И такое безграничное пространство воды, неба вокруг… Эту сцену я подсмотрела на берегу Байкала, запечатлела сюжет, остальное домыслила.

А вообще, люблю все свои работы. В какой-то момент вдруг осознала, что не хочу с ними расставаться, жалко! Но понимаю, что так нельзя – куда девать-то их все потом?

– Мы заметили среди ваших работ много обнажённых женщин…

– Да, я люблю писать женщин. Я сама женщина, и мне это близко. Мои героини женственны, гармоничны и самодостаточны. Это «женская вселенная» – там нет мужчин. Мне, кстати, уже задавали этот вопрос. Я как-то не задумывалась. А ведь так случилось, что в моей жизни на данный момент нет мужчин в ближайшем окружении. Сама в шоке от этого осознания! Может, я это предвидела?..

Некоторые сюжеты подсмотрены в бане, некоторые рождаются спонтанно. Как-то мы отдыхали на берегу с подругами, и я наблюдала за ними, подмечала детали, потом этот сюжет передала на холсте – ту картину купили у меня китайцы. Но мне она так нравилась, что я написала её заново.

– Приходилось ли вам выполнять необычные заказы, рисовать не только на холсте?

 – Я в своей жизни выполняла разные заказы. Много работ делала для хореографического ансамбля «Ровесники»: рисовала сюжеты для костюмов на темы «Благовещенск», «Русский пейзаж» и другие. Стены в детских центрах расписывала, последний большой заказ был в Биробиджане. Мне нравится работать с красками, и по большому счёту не важно, какая основа. Новый опыт всегда интересен в задумках ли сюжетов, в освоении технологий.

– Вы слышали, в Благовещенске открыли Школу граффити? Учить рисовать на стенах – это, по-вашему, правильно?

– Это прекрасно! В мире полно таких образцов граффити – настоящего украшения города. Главное – правильно выбрать место для расположения таких стен в Благовещенске, чтобы не портить историческую застройку, не примешивать к ней современное направление.

Кисти в руки!

– Почему сегодня, когда камеры на телефонах круче фотоаппаратов и есть компьютерные программы для рисования, люди всё равно берутся за кисть?

– Купила себе планшет ради этого дела. Думала, буду рисовать в программе. Но интерес быстро пропал. Всё равно потом хочется краски месить… Творчество для многих людей – это не только замечательное хобби, но и отдых от работы, расширение горизонтов мышления, познание чего-то нового.

– Вы ещё проводите художественные мастер-классы. Чего хотят добиться ваши подопечные, как они сами относятся к тому, что делают?

– Люди приходят по нескольким причинам: либо отдохнуть, нарисовать красивую картинку и унести её домой, либо чему-то серьёзно научиться – тогда мы, как правило, встречаемся ни один раз, и, получив нужные навыки, человек уже сам развивается в живописи. Ради удовольствия приходят и семейные пары, и дружеские компании. Как-то именинник на свой день рождения устроил для друзей абстрактное шоу – гости рисовали картину акварелью. Конечно, все по-разному включились в процесс, но женщины точно были в восторге!

– Ваш главный совет любителям и начинающим?

– Найти хорошего учителя. В интернете, кончено, есть и азы, и много полезной информации, но именно хороший учитель поможет получить основные навыки и подтолкнёт вас в нужном направлении в творческом развитии. Пришла ко мне девочка – экономист, никогда не сидела за мольбертом и карандаша в руках не держала, но решила стать дизайнером. За полгода я дала ей прочную базу и уверена, что она сдаст вступительный на «отлично»!

Научиться рисовать сможет любой, у кого есть желание, но при условии, что он хорошо слышит советы учителя и пользуется ими.

– О глобальном: какова, по-вашему, наиболее острая проблема амурского искусства сегодня?

– Все и так её знают. Вот приезжаешь в китайский Хэйхэ и видишь там Музей русского искусства – огромное трёхэтажное красивое здание. А наши выставочные площадки – это буквально «коридоры», где даже нет соответствующего освещения. Недостойно. Рисование у нас сегодня низведено до самого низкого уровня. И это очень обидно. Те же китайцы воспитывают своих сограждан на примерах нашей живописи, а мы у себя этого в принципе не делаем. За Амуром знают ценность живописи, почему наши власти её не видят? Я, например все свои выставки устраиваю за свой счёт. По-хорошему, нужна программа культурного развития именно в художественном направлении. Изобразительное искусство задыхается! Всё это аукнется тем, что наши дети вырастут бездуховными, более жёсткими, жестокими даже. Да мы уже пожинаем эти плоды: возле меня школа и я ежедневно слышу, как дети разговаривают…

Хотя позитивные сдвиги всё же есть, хотя бы в том, что людей всё больше интересует живопись – сужу по количеству желающих прийти на мастер-классы.

А если говорить о развитии жанров изобразительного искусства, то на данный момент в выставочных залах мы видим пейзаж и натюрморт. Абсолютно нет отражения происходящей действительности в каких-то сюжетных картинах. Ну, на это нет заказов, конкурсов. На больших выставках с сюжетными картинами выставляются немногие художники, которые решаются потратить личное время и средства на эту работу.

– Ну и напоследок: как бы вы изобразили будущее Приамурья лет через 50?

– Если народ весь не уедет, и территорию не заполонят китайцы, тогда это будет бескрайняя область… Хотелось бы видеть большие города, чистые реки, красивые ландшафты, прекрасные выставочные залы, наполненные работами амурских художников, с разной тематикой. Залы полны посетителей разных возрастов, желающих купить эти работы. Меценаты заказывают художникам портреты, пейзажи… Жители Амурской области и Дальнего Востока эстетически образованны, и проживают в развитом и привлекательном регионе.

 

Источник новости: http://2×2.su/rest/news/vyrastut-li-nashi-deti-bezduhovnymi-157888.html