«Деревня да деревня»: как живет всеми забытое Албазино

При содействии властей на месте можно открыть лагерь и отели для паломников. Но интереса к этому никто не проявляет

В этом году исполняется 45 лет Албазинскому краеведческому музею (Сковородинский район). Напомним, Албазино – особая страница в истории Приамурья: это село стало первым русским поселением на Амуре и форпостом русских на Дальнем Востоке.

Марку держит

И здесь, конечно, не мог не появиться музей. Правда, инициатором его создания было не государство, а потомственная албазинская казачка из рода Суриковых Агриппина Николаевна Дорохина (1911 – 2002). Незадолго до её смерти учреждение стало лауреатом конкурса «Окно в Россию» в номинации «Музей года» среди провинциальных учреждений культуры.

По данным Амурского областного краеведческого музея, Албазино сегодня – один из привлекательных туристических объектов Дальнего Востока, место проведения региональных и всероссийских фестивалей казачьей культуры, краеведческих конференций (в том числе межрегиональных). Так что здесь не только хранилище уникальной старины, но и активная досуговая площадка для сельчан. При том что в Албазино сегодня проживает 346 человек, в 2018 г. местный музей выполнил основные плановые показатели – обслужил более 7 тысяч посетителей, провёл около180 мероприятий (экскурсий, лекций и т. д.).

Между тем под маркой «Албазино» любители исторической реконструкции различных исторических эпох России, а также мастера народного творчества, торговцы товарами народных промыслов, творческие коллективы в 2018 г. впервые провели региональный фестиваль исторической средневековой культуры. Тут и бои на мечах, и стрельба из лука, и средневековая кухня, и многое другое.

Поговорили – забыли?

А теперь от музея к судьбе самого села. Так, в этом году, по данным Сковородинского райсовета, на какие-либо мероприятия по развитию Албазина никакого финансирования от области не предусмотрено, даже задачи такой не ставилось.

– Как-то незаметно, что это какое-то особенное место в истории и приграничном положении области и страны – деревня да деревня, – комментирует депутат Заксобрания области от Сковородинского и Магдагачинского районов Юрий Кушнарь. – И у местных жителей нет ни сил, ни времени на то, чтобы выискивать свою исключительность по сравнению с другими сёлами. Мне кажется, это должна быть забота самого региона: повсюду говорить о том, что Албазино – наше всё, как-то обнадёживать местных: мол, мы что-нибудь для вас придумаем, расширим, в конце концов, вашу деревню, допустим, за счёт соседних сёл – сделаем образцово-показательный населённый пункт! Ничего этого нет… Притом что минэкономразвития области разрабатывал-таки конкретно по Албазину программу духовного, культурного, исторического развития территории. В 2015 г. на ВЭФ, на котором, кстати, Приамурье представляли экспозицией с частью стены Албазинского острога, эту программу я показал тогдашнему губернатору области. Он её торжественно подписал на таком торжественном фоне, и этим дело и ограничилось. Формально программы нет, зато отчёты по её выполнению идут, при этом никто по ней с конкретных специалистов не спрашивает. Но сейчас власть сменилась, и программу можно попытаться актуализировать, в том числе через Минвостокразвития РФ – там ведь тоже утверждали, что Албазино – наше всё.

Позже стало известно, что совещание с новым руководством региона по программе всё-таки состоялось. Губернатор поручил одному из зампредов дополнительно посовещаться с заинтересованными ведомствами по механизмам дальнейшей реализации программы.

– В Албазино и так приезжает достаточно различных паломников, студентов-историков, фольклористов, но остановиться приезжим на ночь практически негде, кроме как в какой-то непонятной сторожке, – рассказывает председатель Сковородинского райсовета Иван Кулаковский. – При этом у многих местных подрядчиком остались, к примеру, модульные общежития, в которых, как в гостиницах, можно было бы размещать приезжих. А можно было бы здесь открыть детский оздоровительный лагерь. Здесь даже климат другой: приезжаешь – градусов на 5 теплее. В целом я согласен, Албазину больше всего не хватает внимания заинтересованных ведомств. Нужно больше направлять туда молодёжь, проводить различные культурно-исторические мероприятия. Я, к примеру, встречался с библиотекарем соседнего с Албазиным села Джалинда. У них также богатейший исторический материал. Мы вот сейчас работаем над присвоением местной библиотеке имени Николая Павловича Носова – основателя Верхне-Амурской золотодобывающей компании, первого в этой отрасли предприятия на Дальнем Востоке. Потом подумаем, как ещё расширить эту тематику. Может, замыслим какой-то тематический ретро-парк, который покажет людям, с чего начиналась амурская золотодобыча. И вообще, в перспективе здесь нужен туристический комплекс. Единственный минус, конечно, – большое расстояние от областного центра. Тем не менее, кое-какие перспективы есть. Так, в районе Албазина и Джалинды в этом году, скорее всего, начнётся строительство таможни, и рано или поздно с Китаем будет некий пропускной пункт. Также здесь уже строится и федеральная трасса на Якутию. Наконец, в том районе и ж.-д. полотно обновляется. Ну а главное, я считаю, – выработать общую стратегию по этим историческим местам, этапы её реализации, чтобы сами люди понимали, что будет дальше, обратят ли на них внимание. Чтобы не было такого: приняли какую-то программу, поговорили о ней и забыли.

Местных жителей, действительно, можно понять, когда, к примеру, из ещё одного приграничного сковородинского села Игнашино видишь на китайском берегу Амура целый туристический город в суперсовременном стиле с массой аттракционов. Потом оборачиваешься на родные развалины, слыша при этом громкие слова о том, что мы тут охраняем свои границы, в том числе и вот такими населёнными пунктами. Но если они не будут процветать, люди отсюда уйдут, и тогда наша граница оголится. Неужели предки гибли здесь зря?

Между тем

В 2019 г. в регионе состоялась XXX областная научно-практическая конференция по современным проблемам и перспективам развития музейного дела. В настоящее время, пожалуй, на первый план вышло культурно-образовательное направление музейной работы.

Кроме того, большая проблема для провинциальных музеев сегодня – привлечение в них посетителей (в 2018 г. эта цифра составила 509 тысяч человек). Сегодня музеи – это многофункциональные культурно-досуговые центры: здесь проводятся концерты, мастер-классы, перформансы. Но требуется ещё больше посетителей, а для этого надо понимать и чувствовать запросы людей. Нужны новые креативные формы – интеллектуальные игры, квесты (они сейчас на пике популярности), образовательные программы для разных возрастов, обсуждение общественных проблем.

Всё-таки интерес к музейному делу в современном обществе возрастает. Появляются новые ведомственные, общественные, школьные, частные и другие архивные учреждения. Областной краеведческий музей в 2018 г. расширился двумя отделами – «Домом Саяпина» и музеем-мастерской народного художника России А. Тихомирова.

Также в 2018-м состоялся I съезд музеев Амурской области, на котором был создан Союз музеев региона. Это позволит поднять работу учреждений, существующих «сами по себе» (например, музеи космодрома Восточного, золотодобывающего прииска «Соловьёвский», истории пенсий, аэрокосмического, пожарной охраны и т. д.), на более качественный уровень.

В будущем наиболее крупные ведомственные, частные и общественные музеи могут стать частью туристических маршрутов, а также важным фактором развития своего города или района. В 2019 г. особое внимание музеи уделят современной истории России, её достижениям и успехам.

Ежегодно амурские музеи участвуют в конкурсе на денежные поощрения. С 2013 г. лучшими становились Поярковский (дважды), Екатеринославский, Ромненский, Ивановский, Константиновский, Тамбовский музеи. На полученную премию (около 100 тысяч рублей) музеи обновляют экспозиционное и приобретают интерактивное оборудование.

Источник новости: http://2×2.su/society/article/derevnya-da-derevnya-kak-zhivet-vsemi-zabytoe-alba-155538.html