«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны

Познакомиться с историями героев на фронте и в тылу можно на выставке «Образы памяти»

В Благовещенске открылась уникальная выставка, посвященная 74-й годовщине окончания Великой Отечественной войны, – «Образы памяти». Здесь не только можно увидеть архивные документы и фронтовые письма, награды, рисунки, но и портреты амурчан, воевавших на фронтах и трудившихся в тылу, и узнать маленькие истории и о большом подвиге в каждой семье.

Брат и сестра Медведевы

Эта фотография привлекает внимание сразу же – так трогательно парень и девушка смотрят друг на друга. Снимок сделан в 1944 году. Александра Ивановна и Степан Иванович Медведевы – брат и сестра. Её призвали в советские ВВС в 1942 году, он проходил службу офицером на Северном флоте. Она – участник войны с Японией, прослужила на Сахалине до 1948 года, он – участник десантных операций. Моряк и летчица.

Мария Мамочева

Семья Мамочевых переехала на Дальний Восток в 1940 году из Астрахани – муж с женой и трое детей. Старшая дочка Мария осталась в Астрахани – доучиться в 10 классе и поступить в институт. И поступила, вот только вскоре началась война, и студенты попали под всеобщую мобилизацию. Так Маша в июне 1941 года попала на Белорусский фронт. Впоследствии, уже вернувшись после Победы к семье, Мария Мамочева не любила вспоминать и рассказывать о том, что пережила на войне, хотя младшие братья и сестры и просили. Так, по крупицам, семья узнала и сохранила воспоминания Марии. Как отправилась на войну санитаркой, как 18-летней девушке было тяжело вытаскивать с поля боя раненых солдат. Но она не сдавалась. И как впервые столкнулась с ужасами войны: поезд с новобранцами, где она ехала, попал под обстрел немецких истребителей. Состав остановили, и молодые люди, впервые попавшие в такую ситуацию, бросились подальше от вагонов, а потом просто стояли и не знали, что делать. Солдаты повалили их на землю, защищая от пуль. Только спасти удалось не всех…

Мария Алексеевна Мёд

Труженица тыла Мария Алексеевна Мёд была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В июле 1942 года её муж погиб на фронте. Женщина осталась с пятью детьми на руках. Причем младшему – всего 6 месяцев! «Как жить? Как поднимать детей? Героическая мама жила, работал от зари до зари. Уходила на работу – мы еще спали, приходила – мы уже спали…» И все-таки амурчанка со сладкой фамилией, хотя жизнь её была не сахар, смогла и сама выжить, и детей поднять. Однажды Марии Алексеевне предложили отдать их в детдом. Разговор с такими «советчиками» был коротким: «Буду умирать, но детей в детдом не отдам». 

Антонина Петровна Мёд

Старшая дочка Марии Алексеевны Антонина Петровна Мёд тоже труженик тыла. В 1943 году она пришла работать на швейную фабрику. Вот как она вспоминает то время, когда была еще 16-летней девчонкой: «Её директором был бывший фронтовик, его демобилизовали, так как он потерял руку во время боя. Пришло к нему нас несколько девчонок, все маленькие, худые, перепуганные. Он смотрит на нас очень добрыми глазами и говорит: «Что мне с вами делать, ведь вы совсем дети». Но работников на фабрике не хватало, взял он нас в цех, где шили обмундирование для личного состава: шили телогрейки, шинели, гимнастерки и др. Мы быстро освоили работу и оказались нужными для фронта».

Мироненко Петр Андреевич и Прасковья Федоровна

Награждены орденами «Красной Звезды», «За отвагу», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Сталинграда». И было за что! В 1942-1945 годах они находились в рядах действующей армии в отдельном батальоне связи 467. Участвовали в освобождении Пруссии, Польши, Чехословакии, в боях за Сталинград, на Курской дуге, дошли до Берлина. По одной только их судьбе уже можно проследить чуть ли не всю хронологию войны.

О судьбах этих и других жителей Приамурья в годы войны можно узнать на выставке «Образы памяти» в Доме ремёсел (ул. Красноармейская, 159/3) до 12 мая.

«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны

КСТАТИ

С каждым годом ветеранов и участников той войны становится всё меньше. Но они ещё есть! С одной из них мы встретились лично. Варвара Артемьевна Виговская – благовещенка, вдова фронтовика, сама ветеран войны и ветеран труда.

С мужем Алексеем Васильевичем Варвара Артемьевна познакомилась уже после войны. Он 10 лет прослужил на флоте. Когда началась война с Японией, он был старшиной катера. Его судно протаранило, оно начало уходить под воду. Два часа мужчина пробыл в холодной воде, пока на помощь пришёл другой катер. Мужчину спасли и отправили в госпиталь. Уже после войны он служил в части в селе Красном Хабаровского края. А напротив неё был сельсовет, где работала Варвара Артемьевна. Так и познакомились, а вскоре и поженились.

Сама Варвара Артемьевна на фронт не попала, хотя и хотела. Работая в сельсовете, она по совместительству была и начальником военно-учётного стола. И однажды ей позвонили из военкомата: надо набрать 20 человек 1924-1925 годов рождения – с Японией воевать. Она собрала 10 девушек и привела их в военкомат на комиссию. Собрала их паспорта и свой положила вместе с ними – она ведь тоже родилась в 1924 году.

«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны«Буду умирать, но детей в детдом не отдам»: как амурчане жили и воевали в годы Великой Отечественной войны

– Отдала паспорта военкому, он посмотрел, мой паспорт принес обратно. Говорит: «Ты нам здесь нужна. Как работала, так и работай». Так я и не попала в армию. А девушки прошли комиссию, но одна оказалась беременной. Надо мной все смеялись: «Ты так нам армию размножишь, беременных берёшь!» Я-то откуда знала, что там уже «червячок» есть, – смеется спустя годы Варвара Артемьевна.

Всего Виговские вырастили четверых детей – двоих сыновей и двух дочерей. Сыновья – офицеры, закончили ДВОКУ. К слову, и Варвара Артемьевна почти 30 лет проработала в этом военном училище. Работала в автомобильно-бронетанковой части – так что знает толк ещё и в танках, и  в бронетранспортерах!

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/budu-umirat-no-detey-v-detdom-ne-otdam-kak-amurcha-154035.html