Больная тема: стоит ли делать прививки

7 актуальных вопросов о вакцинации

О страшных эпидемиях холеры, оспы, чумы, столбняка, которые когда-то уносили сотни тысяч жизней, сейчас помнят лишь специалисты. Но эпидемии не прекратились сами по себе, во многом это заслуга вакцинации.

Теперь же все будто идет вспять: все больше людей отказываются от прививок сами и запрещают ставить их своим детям. Мотивы такого решения различны, но часто это просто вера в мифы.

Об этом и рассказали представители амурской медицины медработникам школ, детсадов, а также всем благовещенцам, кому эта тема небезразлична. Гости общались в пресс-центре Издательского дома «Дважды два».

Либеральничаем?

– Почему родители, порой даже агрессивно, стали уберегать своих детей от прививок?

Главный педиатр области Людмила Моногарова:

– Во многих странах вакцинопрофилактика обязательна – в Китае, Израиле, Италии. У нас она добровольная. Но, на мой взгляд, это преступление против своего ребенка! В последние годы именно благодаря прививкам инфекционные заболевания в структуре младенческой и детской смертности отошли на задний план, такие случаи единичны. Вакцинопрофилактика влияет на продолжительность жизни, на ее качество в любом возрасте.

Хорошо ли, плохо ли, что наше законодательство в этом плане достаточно лояльно? Вопрос серьезный…

Зам. главного врача по амбулаторно-поликлинической службе детской городской клинической больницы Благовещенска Светлана Дударикова:

– Вакцинация – это огромный труд медиков. И многочисленные отказы усложняют их работу. Самое обидное, что родители, которых приходится убеждать в необходимости прививок, сами зачастую привиты и защищены. Так почему они отказывают в этом своим детям? Сегодня родители находят в интернете очень много непроверенной, ложной информации, под влиянием которой принимают опасные для малышей решения.

– Есть и другая ситуация: если родители и решают прививать детей, то только дорогостоящими иностранными вакцинами. Они безопаснее и эффективнее отечественных?

Зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области Алла Перепелица:

– Ни одна вакцина не попадет на рынок РФ без четкого контроля и регистрационного удостоверения. Поэтому все вакцины, применяемые в частных и государственных медучреждениях, разрешены к использованию – стандарт определения качества одинаков для всех. Не думаю, что импортные вакцины в чем-то лучше наших. Разница может быть лишь в определенных компонентах. Скажем, импортная вакцина может содержать от двух до пяти штаммов; та, что имеет пять, защищает шире.

Л. М:

– Кроме того, наши вакцины постоянно совершенствуются. Меняется даже технология их приготовления. Но однозначно они безопасны – это подтверждено практически полным отсутствием серьезных поствакцинальных осложнений, дают стойкий иммунитет к различным заболеваниям.

– Где ставят прививки детям? 

С. Д.:

– В детских поликлиниках вакцинируют детей, которые не посещают детсады и школы. Также у нас работает дошкольно-школьное отделение для вакцинации детей, посещающих образовательные учреждения. В период вакцинации против гриппа детей прививали ежедневно, в том числе в выходные – тех, кого родители не могли привести в будний день.

Ставим щит

– Почему детей не пускают на учебу без прививки от туберкулеза и туберкулиновых проб?

С. Д.:

– Периодически в минздрав на это даже жалуются, упирая на то, что вакцинация – дело добровольное. Но медики, в свою очередь, тоже действуют по закону. Соблюдение санитарных правил – обязательное требование, и дети, не защищенные от туберкулеза, не имеют права посещать детсады и школы. Ребенку в возрасте от 1 года до 7 лет включительно ставится проба Манту, после 8 лет – диаскинтест. Если туберкулиновых проб у ребенка нет, его должен осмотреть фтизиатр. И только после этого ребенок может посещать занятия.

Л. М.:

– Прививка против туберкулеза необязательна в странах, которые справились с этой бедой. В России такая прививка все-таки необходима – ситуация с заболеванием сейчас далека от идеальной. Усугубляет положение и соседство с Китаем, где, несмотря на вакцинопрофилактику, эпидситуация не самая лучшая.

К тому же с годами возникают новые инфекции, а иногда поднимают голову и старые – скажем, корь. В некоторых странах уже регистрируют случаи этого заболевания.

– Есть ли сегодня вакцина против гепатита С?

А. П.:

– К сожалению, пока нет. Изыскательские работы, конечно, ведутся, но процесс затрудняется очень сложной структурой и высокой изменчивостью этого вируса. Пока самые действенные методы борьбы – элементарные меры профилактики: соблюдение правил противоэпидемического режима не только в лечебных, но и косметологических учреждениях.

В этом году в области зарегистрировано 11 случаев заболевания гепатитом С, в прошлом – 7 за аналогичный период.

– Не снижаем ли мы прививкой от гриппа свой иммунитет? По идее, организм должен сам бороться с вирусом…

А. П.:

– Любая вакцинация направлена не на снижение, а на выработку антител к вирусу, на укрепление организма. Мы порой слышим: «Сделал прививку – поднялась температура». Вакцина – это введение микроскопического количества антигена, который вызывает определенную реакцию организма. И повышение температуры как раз говорит о выработке антител. А теперь представьте реакцию организма, если в него попадет не мизерная доля, а полноценный возбудитель заболевания? Тем более в вакцине содержатся убитые или ослабленные возбудители различных заболеваний, они не могут вызвать болезнь.

Кстати, от гриппа наше население прививается все активнее. В этом году мы достигли почти 50% иммунной прослойки, то есть доли населения, обладающей иммунитетом к определенному инфекционному заболеванию. В нынешнем сезоне весна – осень зарегистрировано всего 17 случаев гриппа (год назад – 78). Смертельные случаи от этого заболевания на протяжении последних нескольких лет не регистрируются.

– Прививка от клещевого энцефалита тоже обязательна?

А. П.:

– Поскольку область эндемична к таким заболеваниям, как острый вирусный клещевой энцефалит, то население прививается по  эпидпоказаниям. Прививки против клещевого энцефалита, как и против сибирской язвы, бешенства – это вакцины, которые входят не в общероссийский, а в региональный нацкалендарь. В этом году правительства РФ и Амурской области выделили порядка 30 млн рублей на закупку этой вакцины. Приамурье – один из немногих регионов страны с таким большим финансированием. Ежегодно от клещевого энцефалита у нас прививаются до 70 тысяч детей и взрослых. Для сравнения: на Сахалине – около 400 человек, хотя остров тоже эндемичный. В этом году у нас не зарегистрировано ни одного случая клещевого энцефалита.

Справка

Туберкулез, дифтерия, коклюш, столбняк, корь, грипп, гемофильная инфекция, краснуха, гепатит В, 

полиомиелит, паротит, пневмококк – все это сегодня предупреждаемые инфекции. Они входят в Национальный прививочный календарь, разработанный с учетом всех возрастных особенностей, а также наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Сейчас охват амурчан профилактическими прививками 97-99%.

Напомним, что на портале 2×2.su продолжается голосование в первом городском конкурсе среди медицинских и фармацевтических учреждений «Клиника года». 1 ноября стартовало голосование в номинации «Доктор года». Почти 100 врачей борются за признание их профессионализма среди горожан и коллег. Идет голосование и в номинациях «Клиника года» и «Аптека года». Подробная информация размещена по ссылке www.2×2.su/klinikagoda, подробности по телефону 8 (4162) 20-19-26. Организаторы подведут итоги 1 февраля 2019 года, а 7 февраля в конференц-зале гостиницы «Зея» наградят лучших. Тысячи человек уже сделали свой выбор, оставьте и вы свой голос!

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/bolnaya-tema-stoit-li-delat-privivki-147006.html