«Вот сейчас тебе попадет!», или Как наказывали благовещенцев в детстве

Кто-то из-за побоев уходил из дома, а кто-то всего лишь на время лишался гаджета

Все воспоминания о счастливом детстве похожи друг на друга, а вот о наказаниях –  отличаются. Мы собрали несколько историй благовещенцев о том, как их наказывали родители и почему.

Били тем, что под руку попадалось

В программу родительского воспитания еще только пару столетий назад телесные наказания входили как обязательная часть. Постепенно, по чуть-чуть, родители и школьные учителя становились толерантнее. Еще в советское время, где-от в 60-х, появилась такая фраза: «бить детей – непедагогично!». Эта тенденция стала подкрепляться законами. Сейчас, если ребенок получил ссадину, если где-то упал, то родителей могут вызвать в полицию. За каждое обращение в скорую с ушибом, растяжением, вывихом у ребенка мамам и папам приходится отвечать.

– Раньше такого не было, – рассказывает благовещенка Нина Валентиновна, ее детство пришлось на середину 50-х годов. – Детей за проступки били – и это было в порядке вещей. Мы жили в деревне в Амурской области. Родители – люди простые были. Да и во всех семьях так деревенских: провинился – получил ремня. Родители лупцевали за плохие оценки, за то, что забыл что-то сделать по хозяйству… да мало ли что было. Держали нас в строгости. Как-то помню, жили тогда еще в бараках: а между «квартирами» перегородки такие – все слышно. Вернулся школьный учитель домой, отец спрашивает через стенку:

– Ну как Сашка (это брат мой младший)? 

– Да вот двойку сегодня отхватил ваш Сашка.

За эту «двойку» отец стал гоняться за братом по всему бараку с ремнем. Ужас что было! Но это было нормой. А меня били всем, что под руку попадалось.  Я своих детей, конечно, так не наказывала. Жалко было бить. Только ругала, если по делу. А внуков своих в обиду не даю вообще.

Электрические шнуры, скакалки и тапки

На смену ремням пришли детские скакалки, электрические шнуры от чайников и тапки. Дети 80-х знают, как больно можно было получить за то, что не отпросился у родителей погулять и застрял у друзей дома до позднего вечера.

– В то время телефонов ни у кого не было. А дети гуляли свободно. Я помню, лет в пять мы носились по всем окрестностям. Никто особо не контролировал детей, как сейчас, – вспоминает Татьяна, мама двоих детей. – Но однажды, дело было зимой, меня друг позвал в гости, ему тоже лет пять было, ну мы и заигрались допоздна. А родители в это время уже всех соседей оббегали, обыскались меня. Помню, нашел меня старший брат, ведет домой и повторяет: «Вот сейчас тебе попадет! Вот попадет!». Меня до этого ни разу не били, поэтому я так испугалась этого слова «попадет», что как только зашла домой, сразу начала истерить. И мама так и не смогла меня наказать шнуром от чайника, который уже держала в руке. А вот моего мужа скакалкой мать наказывала. Может быть, поэтому, он наших детей даже  пальцем ни разу не тронул: знает, каково это, когда бьют.

Голод не тетка

Поколению 90-х тоже доставалось. Кого-то ставили в угол, кого-то шлепали, подзатыльники не считались за наказание.

– Помню одну историю, мне соседка рассказывала, – делится благовещенка Мария Александровна. – Они вдвоем с братом в семье росли. Если за что-то провинились, то родители им просто есть не давали. Пришел со школы, двойку получил или подрался с кем – остаешься без ужина. 90-е годы сложные были, туго всем приходилось. Я считаю, это слишком. Наказывать голодом – распоследнее дело. Но моя соседка зла на своих родителей не держит, наоборот, они с братом как могут помогают матери с отцом. Ее родители как-то даже за это прощения просили – стыдно им, видимо, стало.

Из-за побоев стала бродяжкой

Но некоторым взрослым чувство стыда неведомо. Благовещенка Наталья в детстве пережила такое, чего даже врагу не пожелаешь:

–  Когда из семьи ушел отец и появился отчим, стало очень сложно. Потому что человек был тираном: он хотел, чтобы все было по его правилам, а как это объяснить шестилетнему ребенку, видимо, не знал. А, может, я ему моего отца напоминала, – не знаю. Бил страшно. Мог пнуть, мог взять шнур от кипятильника и им избить. Ужас наказания был таким, что в 7 лет после того как соседка у нас в гостях съела лишний кусок хлеба (а я подумала, что обвинят меня), я сбежала из дома, бродяжничала. Когда нашли, забрала меня моя бабушка. И вот тогда я поняла, что наказывать могут по-другому. Могут поставить в угол или  лишить телевизора. Но пальцем тронуть или накричать, обозвать – нет. Я считаю, что наказывать физически ребенка нельзя. Мне уже 30 лет, а я до сих пор помню, в какой панике металась по комнате от человека с кипятильником. И вряд ли я смогу это понять и простить.

Отдай телефон!

Дети-миллениумы, наверное, впервые на себе испытали особенности не физического, а психологического наказания. Нет большей привязанности у молодежи, как к гаджетам. Интернет, соцсети – без них жизнь сейчас невозможна даже у первоклассника.

– Все очень просто. Когда меня мама хотела наказать, – рассказывает девушка Валентина, – она просто не давала мне мой телефон. Какое-то время приходилось обходиться без него. Это сильно меня злило, доводило порой до отчаяния!

Раньше школьника можно было наказать просто: не пустил гулять с друзьями на улицу – он тебе все сделает: и домашку, и полы помоет, и с сестренкой младшей понянчится. Теперь главное оружие современных родителей с непослушанием – это запрет на компьютерные игры.

– Для моего сына самое страшное наказание – это когда я ему перекрываю доступ к компьютеру, – рассказывает мама шестиклассника Настя. – Если ремнем пригрожу – не действует, ставить в угол бесполезно, запрещать гулять – он только радуется этому. А вот компьютерные игры – святое. Они просто с ума сходят по ним, играют по сети. Когда надо серьезно наказать, то приходится запрещать эти игры.

Наказывали и наказывают всех по-разному: на эту часть семейной педагогики накладывает отпечаток и время, и семья, и характер самого ребенка. Но как быть, если человек, уже став взрослым, не может забыть прежние обиды, которые ему нанесли родители?

Напиши письмо обидчику

– Если с человеком жестоко обращались в детстве, то во взрослой жизни он может сам проявлять агрессию по отношению к другим людям, – объясняет психолог-консультант Анна Цыгуля. – Но такое возможно, если с ребенком обходились крайне жестоко. Тут надо разбираться с каждым конкретным случаем отдельно. Существуют разные мнения  по поводу наказаний. Но я считаю, что физические наказания – это  не метод воспитания. Родителям  надо стараться ограничиваться словами либо делами. Например, если у ребенка беспорядок в комнате, в наказание пусть наведет порядок, если что-то сломал – попробует починить. Можно также ограничить на время развлечения, например мультики или компьютерные игры. Но главное, не лишать ребенка жизненно необходимых вещей: еды, сна, прогулок на свежем воздухе.

Если человек взрослый и он таит обиду на своих родителей, она его гложет, то один из способов успокоиться – это поговорить.  Часто бывает такое, что отец или мать даже могут и не вспомнить тот случай, который оставил рану на душе ребенка. Если нет возможности поговорить, тогда можно написать письмо, чтобы дать себе волю высказаться. А потом с этим письмом сделайте все что угодно: порвите, сожгите. Важно, что вы хоть как-то дали своей обиде выйти. В серьезных случаях лучше все-таки обратиться к специалисту.

Психологическое давление на ребенка тоже может быть серьезным наказанием и оставить глубокий след на его судьбе. Клеймо «неудачника» могут поставить родители, которые постоянно указывают на ошибки ребенка и совсем его не хвалят. Если вы воспитываете ребенка, то старайтесь его поощрять за заслуги, и то, что он делает хорошо, не воспринимать как должное, отмечайте его достижения. К тому же не стоит забывать, что наказание должно быть соизмеримо с возрастом детей. В любом случае взрослые несут ответственность за своих детей и обязаны понимать, что жестоко обращаться с детьми физически и психологически просто недопустимо.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/vot-seychas-tebe-popadet-ili-kak-nakazyvali-blagov-141758.html