Как сделать так, чтобы паводок не стал сюрпризом?

Эксперты рекомендуют готовить карты зон риска и не перекрывать выход воде на поймы

Паводковые воды в Приамурье схлынули. И уж теперь можно (второй раз после наводнения-2013!) проанализировать соответствующую систему безопасности, тем более что Амурская область – в числе наиболее сложных регионов РФ по последствиям паводков.

В этом плане особого внимания заслуживает книга дальневосточных ученых «Мы и амурские наводнения: невыученные уроки?» Один из ее авторов – бывший амурчанин, ныне директор Амурского отделения Всемирного фонда дикой природы Пётр Осипов. Попробуем взять из этого научного труда наиболее важное для дальнейшей борьбы с последствиями паводков в области.

Ошибки не учат

Наводнение-2013 в бассейне Амура показало неэффективность госполитики в решении проблемы наводнений. В России вообще (уж не говоря о Дальнем Востоке) противопаводковой политики – практически никакой.

Хороши и сами люди – заселяют речные долины, не заботясь тем, что поймы – это зоны риска. Слишком уж выгодно осваивать эти территории. А ещё и господдержку оказывают, фактически поощряя хозяйственников зубами держаться за эти земли. Зато доступной информации о потенциальной опасности практически нет.

В Приамурье активно продолжают строить капитальное жилье в паводкоопасных зонах – в селах Усть-Ивановка, Владимировка и др. Такое жилье обычно заявляют как «садовые домики», а они под запрет не подпадают. Паводкоопасные зоны еще не выделены согласно градостроительной документации, вот поймы и застраивают. Последствия этого в той же Усть-Ивановке и Владимировке мы видели в 2013-м. Хотя совсем отказываться от высокого ресурсного потенциала пойм тоже глупо.

Не на руку нам и сокращение за последние 30 лет на 30% числа стационарных водомерных постов для гидрологических наблюдений в бассейне Амура.

Проблема и в защитных дамбах с российской стороны реки – они расположены в основном на притоках. Многие из них строились без проектов, нынешнее их состояние аварийное и предаварийное.

Не учимся, к сожалению, и на своих ошибках. Во время наводнения-2013 практически не учитывался опыт амурского наводнения в 1984 году, когда уровень воды в реке поднялся на 5 – 7,5 м. Хорошо, паводок-2013 шел медленно и плавно, и власти успевали учиться действовать эффективнее, а население – самоорганизовываться для выживания.

Точный прогноз

Предложения авторов исследования по созданию комплексного плана защиты от наводнений:

1. Строить дамбы и ГЭС, создавать водохранилища лишь как вынужденную меру по защите существующих ценных объектов, преимущественно городов и крупных населенных пунктов.

– Планировать новые водохранилища, только если они эффективнее и дешевле каких-то других мер.

– Реконструировать гидроузел Зейской ГЭС для поддержки уровня Зейского водохранилища на нормальном подпорном уровне (НПУ), чтобы не начинать холостые сбросы. Тогда появится дополнительная противопаводковая емкость.

– На малых и средних реках области можно устроить одноцелевые противопаводковые водохранилища – вместо дамб в населенных пунктах.

– Предотвратить наводнения по руслу Зеи может зарегулирование стока Селемджи.

– Проектируя дамбы, продумывать водоотведение с защищаемой территории – если высокая вода стоит слишком долго, защита дамбы рушится. Предусматривать затраты на реконструкцию или капремонт существующих дамб.

– На пограничном Амуре китайцы уже допустили ошибку, начав строить длинный фронт защитных дамб – вдоль всего своего берега. Если и российский берег укрепить так же, уровень воды поднимется намного выше. Такая полоса дамб отсекает выход воды на пойму, что грозит более частыми опасными паводками.

– В Благовещенске предусмотреть возможность полного перекрытия реки Бурхановки при критическом подъеме воды – с перекачиванием всего стока реки. Правда, перекачка – дорогое удовольствие.

– Расчищать русло и углублять дно на средних реках целесообразно лишь вместе со строительством дамб и периодической расчисткой междамбового пространства.

– На больших же реках (на том же Амуре) практически невозможно добиться заметного понижения максимальных уровней за счет расчистки и углубления дна русла.

Реконструкция сооружений, увеличивающих уровень при максимальных расходах

– Анализ наводнений в России и в Китае показал, что максимально повышают уровни воды у важнейших городов бассейна Амура еще и недостатки в конструкции уже существующих сооружений – мостов, польдеров и др. Такие изъяны надо исправлять.

2. Адаптация к наводнениям.

– Сразу после наводнения-2013 указом президента РФ рекомендовано региональным властям, в том числе Приамурья, не строить новое жилье, сады и дачи, производственные, социальные, транспортные и энергетические объекты в зонах, подверженных риску затопления. Но такой запрет нецелесообразен. Нужно адаптировать объекты и здания к возможным будущим натискам – реконструировать, укрепить и застраховать. Это же касается объектов и зданий, уже попавших под затопление. А для такой адаптации нужно делить паводкоопасные территории на зоны – во-первых, по периодичности затопления; во-вторых, по глубине залегания грунтовых вод. Но вот как полностью прекратить использование этих территорий для укрепления и капремонта объектов и зданий?

Еще и планы по зонированию порой выглядят малоосуществимыми. Так, на территории Амурской области по «Графику определения границ зон затопления, подтопления» (Росводресурсы) уже к 2019 году должны быть согласованы с МЧС России, Росприроднадзором, Росгидрометом и Роснедрами карты границ затопления и подтопления для 356 населенных пунктов, а к 2021 году – утверждены. Более реальны предложения Хабаровского края: утвердить карты зонирования к 2023 году по 80 населенным пунктам.

– Знания, умения, технологии и ресурсы «самопомощи» при наводнении, а также информация о возможных путях адаптации и неизбежных последствиях дезадаптации должны быть доступны всем жителям, с конкретной адресной привязкой к условиям их населенных пунктов.

– Для сельского хозяйства основным механизмом адаптации должно стать страхование – доступное по цене. И вообще систему страхования от наводнений надо совершенствовать. Если потребуется переселение жителей из зоны риска затопления, нужно предусмотреть землю для предоставления нового жилья или жилищных сертификатов.

3. Совершенствование системы прогнозирования наводнений (так, в Амурской области заблаговременность прогнозов о превышении опасных уровней воды составляет всего 2-5 дней).

– Развить наблюдательную гидрологическую сеть для рек Зеи, Буреи и бассейна Амура до рекомендуемых Всемирной метеорологической организацией параметров.

– Повысить точность определения интенсивности и объема (слоя) выпавших осадков (особенно в труднодоступных районах), используя современные дистанционные методы, в первую очередь – метеорадары.

– Совместно с китайской стороной разработать единую систему прогнозирования наводнений для всего бассейна Амура.

– Определить влияние возможных изменений климата на гидрологический режим рек и установить новые требования к безопасности территорий и гидротехнических сооружений.

4. Сотрудничество с КНР.

– Выявить и перспективные направления для сотрудничества по управлению наводнениями, и элементы, способные причинить ущерб сопредельной стороне.

– Доработать российско-китайский Доклад о наводнении-2013 и стремиться к скорейшему формированию совместной программы управления рисками паводков, а также климатической адаптации, сохранения и восстановления противопаводковой роли пойм.

– Договориться с китайской стороной об определенных правилах строительства дамб на пограничной реке.

– Создать единую модель бассейна Амура и карты речных долин, трансграничных долин рек, что позволит постоянно отслеживать онлайн состояние водных объектов, гидротехнических сооружений и пойм, режим работы гидроузлов и выпадение осадков по станциям на территории РФ и КНР, прогнозировать изменения гидрологического режима по всему бассейну.

– На основе Российско-китайской стратегии создания трансграничной сети особо охраняемых природных территорий в бассейне Амура на 2011 – 2020 гг. сформировать ООПТ на поймах.

5. Комплексное планирование по управлению наводнениями.

– Улучшить систему общественных обсуждений документов планирования в водном хозяйстве. Пока подход формальный.

– Улучшить методику оценки ущерба от наводнений, ибо оценки последствий 2013 г. методически не выдержаны и сомнительны при сравнении с десятикратно меньшими размерами выплаченных компенсаций.

– Скорректировать методику оценки эффективности планируемых мер по защите от наводнений. Нынешняя методика может доказать высокую эффективность малозначимых проектов, но из-за этого среднегодовой ущерб часто превышает фактический урон от самого крупного наводнения.

– Провести стратегическую экологическую оценку (в идеале – совместно с КНР), а не только оценку воздействия на окружающую среду.

Компетентно

Директор общественной экологической организации «АмурСОЭС» Юрий Гафаров:

– В то же время мы видим, как в Приамурье исчезают озера, реки превращаются в тоненькие ручейки, и вода в них появляется лишь после хорошего проливного дождя – в остальное время это заболоченные территории. По югу области деградировали практически все малые реки. Это связано, прежде всего, с ведением сельского хозяйства: вырубка леса, распашка водно-болотных угодий, которые поддерживали режим этих рек. К тому же на всех малых реках построено много гидротехнических сооружений – водохранилищ, которые в свое время создавались также для нужд сельского хозяйства. С одной стороны, водохранилища отбирают большую часть годового стока рек (таких как Гильчин, Алим, Топкоча, Манга) и аккумулируют в себе. С другой стороны, эти водохранилища – хорошие места для рыбалки, для обитания околоводных и водоплавающих птиц.

Не прошло даром и строительство ГЭС: многие пойменные озера подсыхают и зарастают, превращаясь в болота. Вообще зарастание пойменных озер – это нормальный процесс: в водоеме развивается растительность, она постепенно откладывается на дно, а периодические крупные паводки вымывают из этих озер биологические остатки, накопившиеся за 10 – 30 лет, и водоем снова наполняется. Из-за ГЭС вымывания не происходит. Но после паводка-2013 состояние озерных угодий значительно улучшилось.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/kak-sdelat-tak-chtoby-pavodok-ne-stal-syurprizom-140441.html