Административное давление на бизнес: как с ним бороться

Амурская область по результатам 2017 года оказалась на 81-м (4-м с конца) месте в России по искоренению административного давления на бизнес

Степень административного давления на бизнес является показателем, который учитывается для каждого региона России при составлении рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. И чем сильнее давление, тем ниже место в общенациональном рейтинге – он составляется каждый год Агентством стратегических инициатив. Главой наблюдательного совета при этом является президент России Владимир Путин.

Нет дыма без огня

Административное давление на бизнес – это понуждение лицами, обладающими властными полномочиями (органами государственной власти, местного самоуправления и/или их должностными лицами), субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) совершать действия, не предусмотренные законом. Нередко к субъектам МСП предъявляются избыточные, необоснованные, дублирующие требования. В иных случаях органы госвласти и местного самоуправления и/или их должностные лица препятствуют субъектам МСП осуществлять законную предпринимательскую деятельность, создают так называемые административные барьеры. При этом нередко могут использоваться полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами.

Хрестоматийным примером административного давления являются проверки и все, что с ними связано: запрашивание необязательных документов, требование предоставить информацию, не имеющую отношения к делу, понуждение к оформлению ненужных разрешений, согласований, заключению договоров и т. п.

По информации прокуратуры Амурской области, которая в соответствии с законом в обязательном порядке согласовывает (или не согласовывает, если не видит обоснований) проверки, в результате работы по ослаблению административного давления на бизнес общее количество плановых и внеплановых проверочных мероприятий органов контроля в отношении бизнеса планомерно снижается.

При этом у контрольных органов существует предусмотренная законом лазейка – вместо проверок, которые не могут быть проведены без согласования прокуратуры, контролеры сначала проводят так называемые рейдовые мероприятия, как правило, в форме осмотра, в ходе которого могут быть обнаружены признаки нарушений, дающие право обращаться за согласованием внеплановой проверки.

Откуда информация?

Уникальность метода оценки административного давления состоит в получении исходной информации от самих предпринимателей с помощью опроса случайно отобранных бизнесменов, которые к тому же каждый год меняются. Затем результаты опроса представляются в виде обезличенных данных. Поэтому «приукрасить» ситуацию, подготовив «своих» респондентов, практически невозможно, даже если бы региональные власти этого очень захотели.

Говоря об административном давлении, мы имеем в виду прежде всего малый бизнес, ведь средний и крупный давно научились решать свои вопросы самостоятельно.

Каковы причины

В соответствии с трехуровневой системой построения органов власти и местного самоуправления административное давление на бизнес может осуществляться на муниципальном, региональном или федеральном уровнях.

Причины давления можно разделить на объективные и субъективные. К объективным можно отнести несовершенство законодательства (устаревшие или противоречащие нормы, пробелы), его быстрое изменение. К субъективным – некомпетентность и ошибки должностных лиц, формализм в их работе, недобросовестность, коррупционные устремления, личную неприязнь.

Как искоренить административное давление

Как часто бывает, основа решения проблемы кроется в умах участников процесса, прежде всего – государственных и муниципальных служащих. Они являются носителями мировоззрения, суть которого, по меткому выражению премьера Дмитрия Медведева, состоит в том, чтобы «кошмарить бизнес».

Такие чиновники, забывающие о своем предназначении – обеспечить наилучшее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в целях устойчивого развития своих территорий, в том числе развития предпринимательской деятельности, становятся тормозом этого развития.

В России уже несколько лет под руководством федерального правительства осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Ее главная идея – от карательно-палочной системы контроля и надзора за бизнесом перейти к профилактике возможных нарушений на основе риск-ориентированного подхода. Например, Роспотребнадзор разделил объекты контроля на 5 групп по степени опасности для населения. Если на объекты самой опасной, 1-й группы обязательно наведываться с проверкой не менее одного раза в год, то на объекты самой безопасной, 5-й группы можно вообще не приходить. Так обеспечивается безопасность населения, оптимизируется расход бесценных ресурсов времени и финансов, а бизнес не испытывает ненужного навязчивого внимания. При этом в основу контрольно-надзорных мероприятий положена идея сервисного подхода государства и его органов к бизнесу. На наш взгляд, именно это нововведение с наибольшим трудом претворяется в жизнь.

Тем не менее, уже второй год все территориальные органы государственной власти, осуществляющие контроль и надзор за различными сферами экономической деятельности, ежеквартально проводят открытое общественное обсуждение правоприменительной практики в своих отраслях. Такая форма прямого обмена информацией между госорганами и предпринимателями является достаточно эффективной.

Сегодня настала очередь муниципалитетов перестроить контроль в рамках своей компетенции, обеспечив бизнесу оптимальные условия для ведения предпринимательской деятельности, а гражданам – возможность пользоваться плодами созидательного труда бизнесменов. Именно для этого в Амурской области приступили к внедрению рейтинга инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Активное участие предпринимателей в этой работе поможет сделать каждое село, каждый поселок, район, город Амурской области наиболее удобными для ведения бизнеса.

 

Источник новости: http://2×2.su/smallbusiness/article/administrativnoe-davlenie-na-biznes-kak-s-nim-boro-139962.html