Чем хорошим запомнились 90-е благовещенцам?

Да-да, это же так по-русски… Страны больше нет, работы нет, денег нет, а помним в основном хорошее

Есть среди жителей областного центра те, кто вспоминает 90-е особой теплотой. Так и говорят, хорошо нам тогда жилось, не было такой дороговизны, столько нового появилось, о чем в СССР даже не слышали. И ведь они во многом правы.

А между тем…

В 90-е вместе с развалом СССР, тотальным дефицитом, повальной безработицей и многомесячными задержками зарплаты в наш быт вошло множество удивительных для амурчан вещей.

Сотовые телефоны

Это сегодня есть мобильники всех форм, цветов и размеров, совсем маленькие, умещающиеся в ладошке и «широкоэкранные», ими впору лицо от ветра прикрывать. Первые сотовые телефоны весьма походили на трубку радиотелефона, были тяжелы и черны, как южная ночь. Их главным преимуществом было то, что дозвониться можно было почти в любую точку Приамурья.

Правда, позволить себе «сотик» могли немногие, тарифы кусались. Первыми обзавелись новинками предприятия и организации, покупали несколько трубок и подключали корпоративный тариф. Единицы рядовых амурчан могли позволить себе такую современную технику.

– У меня была «сотеловская» труба. Дали на работе. Я такой гордый ходил. И при каждом удобном случае, как ребенок, эту трубу демонстрировал окружающим. Вот, глядите, что у меня есть, а у вас такого нет, – вспоминает благовещенец Евгений Поляков.

Потом в Приамурье пришли практические невесомые, простенькие по сегодняшним меркам кнопочные Siemens, Nokia, LG, Samsung. Сегодня они уже технический раритет, который вполне можно коллекционировать.

Пейджеры

Они тоже были ранее невиданными беспроводными средствами связи для продвинутых амурчан. Во времена расцвета этого вида связи операторы амурских компаний принимали более 700 звонков в день от абонентов. Популярность пейджеров упала к 2004 году, а потом и вовсе сошла на нет, даже несмотря на привлекательную абонентскую плату – всего 150 рублей в месяц. Это было гораздо  дешевле, чем у сотовых операторов.

– У меня тоже был пейджер, дали на работе. Пользоваться им, лично мне, было не очень удобно. Чтобы отправить сообщение, надо было позвонить по телефону оператору и продиктовать. И нужно было следить за речью, чтобы лишнего не ляпнуть. Хотя, может, это я такая аккуратная, другие благовещенцы порой в выражениях не стеснялись, такую чушь несли. Вот, наверное, смеялись операторы, – рассказывает благовещенка Светлана Константинова.

Фотоаппарат Polaroid

Если уж очень придираться, то первые фотики мгновенного действия пришли в Приамурье в конце 80-х годов прошлого века. Но пик их популярности пришелся все же на 90-е. Это ж было просто чудо какое-то. Все привыкли, что фотосъемка вместе с последующей проявкой пленки и отпечатыванием снимков – процесс длительный и трудоемкий. Надо было прийти в салон, красиво сесть перед фотокамерой в деревянном корпусе на треноге, сделать лицо и ждать, когда «вылетит птичка». Снимки обычно выдавались на следующий день после обеда. Конечно, рядовых фотолюбителей тоже хватало. Но и они печатали снимки не быстрее, чем в салоне. А тут зарядил специальную кассету, нажал на кнопочку – и получил моментальное фото.

Особо предприимчивые граждане делали на фотоаппаратах неплохие деньги.

– Точно не вспомню, сколько стоил такой снимок, но помню, что дорого. Сфотаться можно было и на набережной, и в горпарке. До сих пор где-то в альбоме хранятся снимки, только они порядком выцвели, – вспоминает благовещенка Анна Клинкова.

Колготки с лайкрой

Они появились в мелких кооперативных лавочках и на рынке, стоили жутких денег. Но они их действительно стоили. Плотные, блестящие, обтягивающие ногу как вторая кожа, не съезжающие и не перекручивающиеся, а чтобы их порвать, нужно было приложить недюжинные усилия.

И они у меня были! Одна единственная пара, купленная на мою смешную стипендию. На всю стипендию. Колготки верой и правдой (читай, ежедневной ноской осенью и весной) отслужили мне два года так и не порвавшись, выкинуть пришлось, потому что протерлись. Сегодня, покупая в магазине очередную пару «капронок» совсем недешево, зная, что они обязательно порвутся, возможно, уже на следующий день после покупки, я тепло вспоминают те самые, «блестящие с лайкрой».

Что я помню о 90-х

Журналист портала 2х2.su провела опрос в соцсетях, вот что написали благовещенки:

– Когда началась перестройка, хлопкопрядильная фабрика пошла с молотка, народ сокращали, станки прядильные вывозили, зарплату выдавали колготками и халатами. Выдавали ваучеры, у меня до сих пор лежат. У ХПФ были детские сады № 51 и 58, первый выжил в то время, а второй продали, также как и общежитие на Амурской, 156. Жильцов оттуда расселяли, а тех, кто отказался съезжать, оставили без воды и света, так люди жили неделями. Возле универмага стояли очереди за яркими и вонючими  китайскими сланцами. Из Японии гуманитарную помощь привозили в белых пакетах с красным кружком. Появился наш местный Пятый канал, мы смотрели по вечерам ужасы «Зловещие мертвецы». Появилась первая реклама, люди верили каждому слову, выписывали товары из «Еврошопа». На улицах возле магазинов продавали батончики «Сникерс» и «Марс». Появились первые видеомагнитофоны, и в домах на первых этажах открывались домашние кинотеатры, там по вечерам собирались люди из окрестных домов, чтобы посмотреть какие-нибудь американские фильмы, например «Кошмар на улице Вязов», «Горячие головы», фильмы о восточных единоборствах с участием Брюса Ли, первые фильмы с эротическими сценами, – Виктория Федорова.

– Кондитерская фабрика единственная в то время платила своим работникам заплату вовремя. В школах разрешили снять пионерские галстуки и форму. Ввели свободную одежду. Алюминиевые ложки сама меняла у китайцев на костюм «адидас». Их тогда носили как парадную одежду. В школах появились первые школьники-токсикоманы.  Молодых парней отправляли в Чечню. А еще все покупали и ели «ножки Буша» – гигантские куриные окорочка, привезенные из США, – Оксана Кутьева.

– Джинсы «Мальвина». Зимние шапки на бельевых резинках, чтобы не украли. Натуральный обмен на рынке, тогда за водку можно было неплохо одеться. Шубы из собаки. Китайцам стаскивали старые драповые пальто, военные и милицейские шинели, а взамен брали «адидасы» и речной жемчуг, – Вера Климина (Клевцова).

 – В 1995 году, приехав поступать в колледж, купила норковую шапку-кубанку и папа привез из Китая мутоновую шубу. Все тогда от мала до велика ходили в однотипной одежде. Так странно сейчас было бы увидеть девушку 17-18 лет в одежде взрослых женщин. Еще носили парки, называли их куртки «Аляска», разноцветные с искусственным белым меховым воротником, – Ольга Степанова.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/chem-horoshim-zapomnilis-90-e-blagoveschencam-133946.html