«Сопротивлялась как могла»: амурчанка о своем переезде из города в село

Людмила Смольянинова не хотела переезжать в «деревенскую глушь», но после смерти супруга не смогла продать дом, куда муж вложил столько сил

Уж и помыслить не могла Людмила Смольянинова, сугубо городской житель, что, выйдя на пенсию, уедет жить в деревню, разведёт кур, огород и будет продавать плоды своего труда на крестьянском рынке.

Муж не успел

После окончания Владивостокского педучилища Людмила Павловна много лет проработала учителем русского языка и литературы в школе г. Артёма. Её первые ученики были младше наставницы на четыре года, но профессия ей нравилась и к школьной жизни, с её уроками, проверками тетрадок и прививанием школярам любви к родному языку, она быстро привыкла. Потом, переехав в Благовещенск, воспитывала дошколят в детсаду, куда ходил и её сын, позже снова вернулась в школу.

Так пролетели 25 лет, и ничто не предвещало изменения привычного отлаженного быта.

– Муж мой родом из деревни, его всегда тянуло к жизни на земле в частном доме. Он уговорил меня купить участок с домиком в селе Черемхово Ивановского района, до областного центра тридцать километров, – вспоминает Людмила Павловна. – Я, конечно, сопротивлялась как могла – переезжать в жильё без удобств, куда-то в сельскую глушь, очень не хотелось.

Но супруг продолжал настаивать. Дал ей как-то раз бумагу с карандашом: «Рисуй! Какой дом нарисуешь, такой я тебе и построю, со всеми удобствами, будешь жить, как в городской квартире, с ванной, водяным отоплением и тёплым туалетом». Людмила смирилась, дом нарисовала, но с мужем в деревню не поехала, осталась преподавать в городе, хотя могла уйти на пенсию по выслуге лет.

К сожалению, достроить дом супруг не успел – слёг с обострением бронхиальной астмы. Людмила бросилась на подмогу, но выходить мужа так и не удалось… Пришлось женщине, горожанке до мозга костей, взвалить на свои плечи заботы о разросшемся к тому времени подворье.

– Ухаживать за огородом и курами-бройлерами, печки топить, воду носить, да мало ли в деревенском доме забот… – перечисляет женщина. – Продать дом рука не поднялась – муж столько сил и души в него вложил.

Шире хозяйство

Прошло семь лет, Людмила Павловна втянулась в деревенский быт, активно осваивает сельскохозяйственные премудрости. Хотя сперва хотела использовать домик в деревне по-другому.

– Думала устроить здесь летнюю дачу для детдомовских детей – что-то вроде сезонного пансионата, даже на приём к министру образования ходила, но мне отказали – закон не позволяет, – сетует Людмила Павловна. – Взамен предложили частный детсад организовать, но это не вариант – потенциальных клиентов на селе нет. Потом идеей открытия у меня оздоровительной базы заинтересовались экологические объединения школьников – юннаты и туристы. Места красивые, воздух свежий, река рядом, но опять-таки по закону здесь нужны и коммуникации, и пожарная сигнализация, и много чего ещё. Вот и сошли на нет мои благие намерения.

Сейчас женщина выращивает кур на мясо, а ещё занимается селекцией – разные породы кур скрещивает, выводит из яиц цыплят (есть инкубаторы) и продаёт на крестьянском рынке. Профзнаний у неё не было – что-то почерпнула из спецлитературы, что-то – из разговоров с опытными людьми.

Одной управляться по хозяйству было тяжеловато, помощник был нужен. Сын Людмилы Павловны в деревню на ПМЖ не поехал – остался в городе, хотя время от времени маму навещает и помогает. Но именно постоянного помощника женщина нарочно не искала – сам прибился к дому.

– Молодой мужчина у нас в селе бомжевал. Жена у него умерла, дом сгорел, а сам он инвалид по психиатрии, раз в год ложился в больницу. Мне его жалко стало, я его пустила к себе жить с условием, что будет помогать. Оказалось, что он очень работящий и во многих хозяйственных вопросах сведущий.

Через три года помощник женился и уехал в город. Теперь посильную помощь по хозяйству Людмиле оказывает её двоюродный брат – тоже горожанин, как и она в прошлом.

Хозяйство за семь-то лет разрослось – появились гуси, индоутки, ещё один участок земли, в планах развести цесарок.

– Недавно купила семейку – трёх курочек и петушка, должны в феврале нести яйца, хочу ещё несколько курочек купить, – говорит женщина. – Оказывается, у них очень ценное мясо и яйца – убивают раковые клетки, так что эти продукты онкобольным очень полезны.

 

Также в планах подать заявку на грант – получить субсидию по программе поддержки малого бизнеса. Людмиле Павловне уже несколько раз предлагали это сделать, да только она всё сомневалась – вон сколько желающих. Но в областном минсельхозе уверили, что шансы у неё есть, а тут ещё пример односельчанина подстегнул – уже второй раз грант получает.

– Глядишь, построю мини-птицеферму, ещё земли возьму, было бы здоровье и помощники, – мечтает Людмила.

Источник новости: http://2×2.su/society/news/soprotivlyalas-kak-mogla-amurchanka-o-svoem-pereez-131708.html