Может ли школьный психолог предотвратить трагедию?

Кто должен среагировать в первую очередь, если ученик ведет себя странно и подает «сигналы бедствия»

Периодически  в российских СМИ проходит информация о различных ЧП в школах. То ученики устроят поножовщину, то под влиянием «групп смерти» сводят счеты с жизнью.

«Потребовались две операции, чтобы сохранить жизнь»

Так, неподалеку от нас – в Комсомольске-на-Амуре – в декабре прошлого года девятиклассник на территории школы устроил стрельбу, предположительно из пневматического оружия.

В прошлом году в одной из школ 14-летний ученик  поставил на стул отвечающего одноклассника острием вверх перочинный нож.  Подросток получил серьезное ранение бедра, с урока его пришлось госпитализировать с сильным кровотечением. 

В январе этого года в Челябинской области на перемене подрались 17- и 16-летний ученики, один ранил другого ножом, который каким-то образом ему удалось пронести в школу.

А незадолго до этого в Перми десятиклассник с приятелем с ножом зашли в класс, где занимались ученики 4 класса. Они нанесли девятерым детям ножевые ранения и серьезно ранили учителя, после чего нанесли ножевые ранения друг другу. Дети были доставлены в больницу, а несчастному учителю потребовались две операции, чтобы сохранить жизнь.

Год назад все СМИ трубили о двойном самоубийстве школьниц из Усть-Илимска.  Предположительно, 16-летние подруги стали жертвами «групп смерти». Их страницы в соцсетях были наполнены суицидальными картинками, депрессивными надписями.

Тревожные звоночки: сигнал психологам или родителям?

Каждый раз в подобных ситуациях говорят, что ребенок, совершивший преступление, имеет какие-то психические отклонения.

Не секрет, что в современном обществе многие родители ошибочно полагают, что психологи в школах должны быть первыми людьми, которые обязаны замечать первые тревожные звоночки в поведении детей, изменение в психоэмоциональном состоянии. И при возникновении проблем такие родители пытаются переложить ответственность со своих плеч на школу и весь педагогический состав.

– Не стоит преувеличивать возможности школьного психолога. Выявить проблему – это комплексная задача классного руководителя, социального педагога, психолога и в первую очередь родителей! Да и вообще, одно дело, если ученик всеми способами подает «сигналы бедствия» – пишет об этом в соцсетях, делает недвусмысленные намеки, здесь еще можно вовремя среагировать. А вот если подросток вынашивает какую-то идею только у себя в голове?  Что может предпринять в этом случае психолог – он же не ясновидящий, – считает отец 11-классницы Кирилл Сиянов.

В действительности даже Семейный кодекс Российской Федерации гласит, что именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться не только об их здоровье, но и психическом, физическом, духовном и нравственном развитии. А помощью школьного психолога всегда можно заручиться, профессионал никогда не оставит родителей и ребенка без должного внимания и совета. 

– У нас в школе очень чуткий и отзывчивый специалист, мне довелось лично обратиться к нему за консультацией вместе с сыном-подростком. Мы не услышали каких-то оценочных суждений, не столкнулись с осуждением, он просто поговорил по душам, но его слова, как мне кажется, дошли до сына, – делится родительница десятиклассника Кристина Багаутдинова. – Очень хорошо, что сегодня в школах есть психологи. Ведь не каждая мама обладает талантом подобрать нужные слова, доходчиво объяснить или вообще привить правильную мысль, а благодаря профессионалам наши дети, оказавшись в трудной ситуации, могут рассчитывать на помощь, а не замыкаться в себе.

Каждой образовательной организации – по психологу

Безусловно, школьный психолог ни в коей мере не может заменить родителей, но он может посодействовать правильному становлению личности.

– Я очень хорошо представляю, насколько сегодня сложно работать таким специалистам: ведь, как правило, психолог на школу всего один, а под его контролем десятки классов. А еще у него есть бумажная, административная работа! Из-за этого очень сложно заметить изменения в эмоциональном состоянии кого-то из детей. Но, насколько я знаю, педагоги довольно плотно работают с психологом, и в случае проблемы могут первыми обратиться к нему за помощью, – говорит мама восьмиклассника Диана Гриценко.

Работы у нынешних школьных психологов, действительно, хоть отбавляй! Но дефицита в этих специалистах в школах Амурской области нет.

Как отмечают в министерстве образования, в Приамурье многие годы отсутствует потребность в педагогах-психологах. Однако в 2018 году все же планируется увеличение их числа в системе образования региона, для того чтобы в каждой образовательной организации работал специалист этого профиля.

Какие функции должен выполнять школьный психолог?

На самом деле должностных обязанностей у этого специалиста очень много, но если говорить в общем, то педагог-психолог, работая над

гармонизацией социальной сферы образовательной организации, определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи. Он оказывает консультативную помощь не только ученикам, но и их родителям, а также педагогическому коллективу.

В задачи школьного психолога также входит осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия учеников. Он проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, с включением информационных, а также цифровых образовательных ресурсов. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития учеников. Что немаловажно – определяет степень умственных, физиологических, эмоциональных нарушений в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Психолог также участвует в формировании психологической культуры детей.

Совет специалиста

– В ритме современной жизни у родителей находится не так много свободного времени на общение с детьми, но все же старайтесь как можно чаще проявлять интерес к увлечениям ребенка, спрашивайте, что им интересно, с кем они проводят время, – советует психолог Галина Гришина. Не допускайте, чтобы ребенок искал развлечения самостоятельно, вне семьи, а тем более не зависал сутки напролет в Сети. Старайтесь понимать, что хочет ваш ребенок, помогайте ему реализовать себя. Только так у вашего сына или дочери есть шансы не попасть на заметку к школьному психологу.

Источник новости: http://2×2.su/society/news/mozhet-li-shkolnyy-psiholog-predotvratit-tragediyu-131471.html