Из-за парты в слесари: школьник должен уметь работать руками

Три года назад в Приамурье заговорили о возрождении и развитии трудового образования и воспитания школьников. И даже собирались разработать на этот счет региональную Концепцию

В Приамурье от уроков труда не отказывались никогда. Правда, расцвет трудового воспитания пришелся все же на советскую эпоху. Девочек учили шить, вязать, готовить, мальчиков – столярничать и слесарить.

– У нас в школе уроки труда проводили в производственных мастерских, – вспоминает выпускница свободненской школы № 192 Галина Семенова. – Например, было отдельное здание кухни, а еще шикарный столярно-слесарный цех с разными станками. А производственную практику многие мальчишки-старшеклассники проходили на местных заводах, некоторые девочки устраивались на летнюю практику в детсады и ателье мод.

Расходными материалами – деревом, металлом, нитками и прочим – обеспечивала в основном школа. Родители покупали разве что ткань и продукты: цены позволяли.

К садоводству и огородничеству приучали всех поголовно хотя бы на уровне прополоть и окучить. А посев семян, высадку рассады и сбор урожая доверяли только особо ответственным учащимся. Осенью школьников также возили в колхоз на уборку овощей или на овощную базу на переборку урожая.

Многие, наверно, запомнили общественно-полезный труд: побелку-покраску школы летом и мытье полов в течение учебного года, ну и сопутствующие этому пары краски, изъеденные известью пальцы и экзему от грязной воды (хозяйственных перчаток не полагалось).

Даже в сложные постперестроечные времена, когда денег не хватало не то что на содержание мастерских – на зарплату учителям, директора пытались сохранить пришкольную производственную базу.

В начале нулевых о пользе работы руками как-то вообще забыли. Потом обновился закон «Об образовании», запретивший без согласия родителей привлекать детей к какому-либо труду, кроме прописанного в учебном плане. Школяры перестали ходить на субботники, мыть полы и парты в классе, постепенно разучились ценить и свой, и чужой труд.

Возвращение былого

Амурскую Концепцию трудового воспитания и профориентации школьников приняли летом 2015 года сроком на пять лет. А прошлой весной ее дополнили «Примерным Положением о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой». Теперь детям не только прививают трудовые навыки, потому что «так надо», а учат приносить пользу обществу. Отношения сегодня рыночные, роль человека в производстве решающая, да и на всех уровнях бесконечно говорят о необходимости создавать высокотехнологичные рабочие места. Поэтому возрастает роль и трудового воспитания молодежи, и вообще подготовки ее к труду. У подрастающего поколения нужно выработать потребность в труде. И конечно, нужно уже со школы развивать систему профессиональной ориентации, чтобы старшеклассника вопрос «Кем будешь?» не вгонял в ступор.

Кроме того, обществу сегодня нужны социально активные люди, ответственные, с четкой жизненной позицией, способные к сознательному и творческому преобразованию окружающего мира. Этому, например, способствует активное развитие добровольчества. По данным минобра области, в постоянно действующих волонтерских организациях сегодня задействовано более семи тысяч обучающихся – в экологических и социальных акциях, патриотических митингах и т. д. Также амурские школьники навещают одиноких пенсионеров, помогают им по хозяйству, как это в советские годы делали тимуровцы.

– Волонтерское движение у нас никогда не прерывалось. Сегодня в группе добровольцев числятся 25 школьников, – рассказывает директор школы с. Поярково Михайловского района Наталья Болкунова. – Они помогают ветеранам и одиноким старикам убирать подворье, пропалывают и поливают в огороде (кстати, поярковские школьники выращивают овощи и на пришкольном участке для школьной столовой), ходят в магазин за продуктами и почтой, учат правильно пользоваться мобильником. Но чаще люди просят общения, и дети, разговаривая с ними, узнают историю страны и родного села, как раньше жили люди, с какими трудностями сталкивались.

Еще одна функция трудового воспитания – отвлечь детей от соцсетей и тлетворного влияния улицы. Больше заняты делом – меньше времени на глупости. Главное – дети должны видеть, что от их труда есть практическая польза, понимать, в чем она заключается. Иначе выйдет просто изображение бурной деятельности. Например, в благовещенской школе № 17 уже который год школьники начиная с первого класса озеленяют территорию. Родители покупают саженцы, вместе с детьми готовят лунки, носят воду, сажают. А в процессе объясняют школярам, что дерево, когда вырастет, будет очищать воздух и дарить тень. Или традиционная акция помощи детдомам и приютам для бездомных животных, когда дети едут туда с подарками. Кто-то, повзрослев, выучится на ветеринара, а кто-то станет педагогом, чтобы дарить заботу детям, потерявшим родителей.

К слову, труд школьников на учебно-опытных участках, в учебно-производственных бригадах, школьных лесничествах и ремонтных звеньях оплачивается. Так что остается переломить сознание некоторых родителей, которые и помыслить не могут, чтобы их дитя отмывало школьные коридоры или орудовало граблями на пришкольном участке.

В соответствии с Концепцией к 2020 году планируется выстроить систему сопровождения профессионального самоопределения школьников с привязкой к кадровой потребности Приамурья. Школьники должны быть психологически и практически готовы к труду, а их интересы и способности должны быть выявлены и развиты в направлении выбора будущей профессии. Будем стремиться увеличивать количество проектных и исследовательских работ школьников, а также численность детей, занятых общественно-полезным и производительным трудом. Под это, кстати, нужно подтянуть и уровень профкомпетентности педагогов, занимающихся трудовой подготовкой и профориентацией.

 

Источник новости: http://2×2.su/school/news/iz-za-party-v-slesari-shkolnik-dolzhen-umet-rabota-129178.html