Амурским трудоголикам грозит жизненный кризис

Как говорится, чаще, чем в Бермудском треугольнике, пропадают на работе трудоголики. Считать ли болезнью такое стремление «впахивать»?

А если считать, то излечима ли эта болезнь? И как вообще жить с таким человеком под одной крышей? Об этом мы поговорили с клиническим психологом Ириной Дзюбой.

Нет баланса

– Ирина Николаевна, почему же некоторые «пашут» чуть ли не сутками?

– Это психологическая зависимость от работы, чрезмерная включенность в производственный процесс, неспособность установить разумный баланс между различными сторонами жизни – профессиональной, личной, творческой и прочее. В любом случае все это работает против человека.

– А кто подвержен трудоголизму?

– Тот, у кого трудности в других сферах жизни – чаще всего в личной. В таких случаях работа становится средством избежать конфликтных и неприятных переживаний. Это своего рода психологическая защита, как и всякая зависимость: алкоголизм, трудоголизм, поедание сладостей в громадных количествах – все это оборонная реакция на окружающие события. Всякая личность характеризуется незрелостью психологических защит, вот и стремится снизить эмоциональное напряжение любой ценой, в том числе погружением в работу как способом отгородиться от своих проблем и тревог.

Нередко давление корпоративной политики подталкивает к демонстрации личной вовлеченности в бизнес компании и умения работать в команде. Мол, пожертвовать для дела парой часов личного времени – не вопрос. По сути, современная ситуация трудовой занятости – это сфера действия новой идеологии. Для нее фигура увлеченного планами компании сотрудника – то же самое, что образ строителя коммунизма при СССР. На самом деле люди зачастую просто боятся признаться, что не очень верят в «большие планы», но терять работу по этой причине не намерены. И тогда демонстрируют чрезмерную поглощенность работой.

– А как же распространенное мнение, что трудоголику просто нечем заняться, кроме как работать?

– Трудоголизм – компенсация других нереализованных сфер жизни. На первое место выходят трудности в личной жизни. Хотя и клинические факторы могут вызвать уход в работу. Человек, испытывающий трудности, вызванные каким-то заболеванием, нередко ищет подтверждения сохранности своей производительности. По сути, это попытка компенсировать свои проблемы. В менее тяжелых с клинической точки зрения случаях работа может стать средством подтвердить свою ценность.

– Но разве человек не развивается, когда много работает?

Нужно понимать, что всякая зависимость – это, как минимум, стагнация личности, а как максимум – ее деградация. Трудоголизм – верный путь к жизненному кризису.

Смириться или бороться?

– Трудоголик-одиночка, может, еще не так страшно. Но каково семье жить с таким человеком?

– Лишь признав болезнь, ее можно исцелить. Но нередко этим путем пренебрегают. Работоголик – человек, не склонный к повседневному обычному общению и обсуждению вопросов. Ему сложно вступить в семейные или дружеские отношения, а если это произошло, второй половинке надо быть готовой к тому, что работа будет занимать большую часть времени трудоголика. Вот варианты отношений, когда супруг зависим от работы:

– смириться и принять партнера таким, какой он есть,

– выбрать свободное время и попытаться донести до человека насущные проблемы и беспокойство за совместную жизнь,

– предложить сходить к психологу.

Трудоголизм как форма зависимого поведения ставится в один ряд с таким недугом, как алкоголизм.

– Ну, в алкоголизме, положим, есть стадии. А как измерить степень трудоголизма?

Как и большинство зависимостей, трудоголизм развивается постепенно, и это развитие тоже условно делится на стадии:

–  І стадия (начальная). Характеризуется периодическими производственными издержками (повышенной концентрацией сил и внимания, задержками на работе, взятием работы на дом и т.п.).

– ІІ стадия (видимая). Старания на работе постепенно переходят из периодичных в частые и идут в ущерб личной жизни. Появляются зачатки перфекционизма и чувства вины за недостаточное качество выполненной работы. Объемы взваленной на себя работы растут, появляются хроническая усталость и раздражительность, нарушается сон. Обостряется необходимость работать дома даже по выходным.

– ІІІ стадия (явная). Требовательность к себе и зацикленность на работе приводят трудоголика к физическому и психическому истощению. Он не способен эффективно работать из-за невозможности сконцентрироваться и хронической усталости. Нередко на этой стадии зависимость от работы приводит к психическим отклонениям, резкой потере в весе, появлению серьезных соматических заболеваний.

– Избавиться от проблемы можно?

– Визит к психологу поможет выявить истоки зависимого поведения и начать жить, корректируя другие сферы жизни, которые были запущены. Есть групповая и индивидуальная психотерапия, в тяжелых случаях – с назначением седативных препаратов. Эффективно помогают укрепление самооценки, составление плана отдыха после хорошо выполненной работы, даже если это вызывает внутреннее сопротивление. Ну и почему бы не начать ходить на свидания?!

Компетентно

– Для каждого заболевания разрабатывается свой стандарт лечения, – объясняет и. о. заведующего отделением профилактики благовещенской поликлиники № 3 Анастасия Тарасенко. – В медицине диагноз «трудоголизм» не зарегистрирован, соответственно, медработники не могут оказать квалифицированную помощь в этом вопросе.

 

Источник новости: http://2×2.su/job/news/amurskim-trudogolikam-grozit-zhiznennyy-krizis-129174.html