Поможет ли бизнес улучшить дела в ЖКХ?

Портал 2×2.su разбирался, при каких условиях могли бы взаимодействовать бизнес и ЖКХ

В Приамурье усиленно привлекают инвесторов в сферу ЖКХ, но пока бизнес туда не торопится. Так заявили на одном из публичных выступлений представители министерства ЖКХ области.

Учитывая состояние коммуникаций, объектов и в регионе, и в стране, понимаешь, что в ЖКХ можно скорее разориться, чем нажиться. А бизнесу это точно не подходит. И наши эксперты – председатель комитета Заксобрания области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям Ольга Петайчук и депутаты Сергей Труш и Денис Чубаров – соглашаются с тем, что при задаче любого бизнеса заработать деньги в кратчайшие сроки история с ЖКХ не из того разряда. Значит, разоряться во имя чьей-то прибыли придётся простым потребителям?

Жажда дотаций

Бизнес и ЖКХ сегодня, по большому счёту, никак не взаимодействуют. Более того, всевозможные МУПы, казённые учреждения не зарабатывают, а тянут дотации из бюджета. Возможно, перед ними стоят неверные цели или руководитель и коллектив просто не вовлечены в повышение эффективности работы предприятия.

Частным инвестором себя позиционировали пришедшие в своё время в ЖКХ «Амурские коммунальные системы», много обещали, обязались реконструировать, заменять, ремонтировать и т. д. Но по факту – только извлечение прибыли. Вопрос о неисполнении инвестиционной составляющей не единожды поднимали и в Благовещенской гордуме, и в Заксобрании области, но всё же идёт от желания властей работать честно. Если допускать попустительства со стороны администрации и надзорных органов, то деньги и дальше будет улетать в ЖКХ, как в чёрную дыру.

Тянуло из бюджета и такое городское предприятие, как РЭО, пока его не закрыли, а имущество не передали частникам. Теперь хоть дотации не выпрашивают.

Причин слабого интереса бизнеса к ЖКХ несколько. Во-первых, в условиях постоянно меняющегося законодательства ни одному здравомыслящему инвестору работать не улыбается. Во-вторых, предпринимателей не устраивает, когда при кажущейся объективности закона всё зиждется лишь на личной воле исполнительной власти, причём на конкретных персоналиях.

Развитию мешает и большая территория Приамурья при сравнительно небольшом числе жителей, которые сильно разбросаны по площади области. В итоге большие затраты на транспорт, а это не лучшие перспективы для бизнеса.

Сказывается и низкая конкурентоспособность на рынке, особенно когда властные структуры проталкивают в отрасль свои компании.

К сожалению, топят компании в том числе и долги из-за низкой культуры платёжеспособности населения. Эту культуру надо воспитывать.

Зона риска

Взаимодействовать бизнес и ЖКХ могли бы посредством частно-государственного партнёрства. Скажем, производственным имуществом пусть владеет область, а извлекать из него прибыль может частник, при этом вкладываясь, повышая эффективность, мотивируя людей, уменьшая потери. Вопрос собственности принципиален, иначе быстро снимаются «сливки», потом имущество распродают, объявляют себя банкротом – и всё шито-крыто.

Государство должно не просто владеть, но ещё и контролировать, изменять, помогать держаться на плаву, расти и указывать направление этого роста.

Обязателен чёткий механизм ценообразования для таких предприятий во избежание коррупционной составляющей при оформлении заказов. Особенно важно закрепить ответственность исполнительной власти, надзорных органов, самих предпринимателей: у нас зачастую никто ни за что не отвечает.

– Сфера ЖКХ была и будет социальной. Манипулируя ею, можно создавать общественные настроения: уровень тарифов беспокоит каждого. Это и сфера повышенной опасности, поскольку какие-то аварийные ситуации в ЖКХ тоже касаются всех. Поэтому эта сфера всегда должна оставаться в ведении государства, – считает доктор экономических наук Сергей Мясоедов. – Да, государственно-частное партнёрство возможно, но властям надо не забывать, что модернизация ЖКХ – это долгосрочная программа, закладывать её нужно заранее, реализовывать последовательно, средства накапливать годами. А кто это делал? У самих властей не было стратегического видения, а требовать его от частника, занятого сиюминутными показателями, – выкачивание максимума прибыли при минимуме издержек? А в ЖКХ нельзя рисковать – нужны стабильность, постоянный контроль и обновление. Значит, нужны какие-то жёсткие нормы законодательства для частника? А вы с ним договоритесь, заставите его? Поделите зоны ответственности без яростных споров, при которых люди будут страдать и обвинять власть? Поэтому надо понимать, что, передавая даже часть имущества в частные руки, государство создаёт не то чтобы бомбу замедленного действия, но фактор неопределённости, повышенного риска аварий, недофинансирования работ. А значит, нужен надзор и правоохранителей, чтобы исключить коррупцию, кумовство, прикрытие какой-то коммерческой тайной. Вдобавок практически весь бизнес находится в больших городах, а как быть с глубинкой? Там просто гниёт всё построенное ещё в советские времена. К этому привели оптимизация, принципы либеральной экономики. Думаете, бизнес сам всё исправит?

Кстати

Нужно работать и над прозрачностью тарифов. К примеру, в п. Экимчан Селемджинского района местная «управляйка» выдвинула свой тариф и его расчёт. Но депутаты, усомнившись в этих расчётах, пригласили эксперта, и оказалось, что в тариф вносились необоснованные расходы. Так что обязательно – контроль, причем с участием специалистов и общественности.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/pomozhet-li-biznes-uluchshit-dela-v-zhkh-126906.html