Что в «расчетке»? или Почему медик на селе получает гроши

Такое плачевное материальнок положение может привести к тому, что уставшие от безденежья фельдшеры бросят лечить больных…

В редакцию портала 2×2.su обратилась амурский медик Екатерина Будаева (имя и фамилия изменены). По статистике, в прошлом году зарплата амурских медиков составляла 46 тысяч рублей, а в этом году её обещают поднять до 53 тысячЕкатерина Ивановна высказала своё мнение на этот счёт.

Лечить и пол мыть

– Я в своём районе работаю фельдшером, мой рабочий стаж – более 30 лет, а зарплата моя – около 17 тысяч рублей, – рассказывает наша читательница. – Заодно я вынуждена работать уборщицей – свой фельдшерский пункт мыть. Работавшая раньше санитарка после сокращения полной ставки до 0,25 уволилась. А зарплата уборщика – 1030 рублей. По нормам служебные и технические помещения убираются не каждый день. На ставку уборщика должны быть лестницы, большие ангары – больше 700 кв. м. Медпункт, конечно, не тянет по площади, поэтому и платятся такие крохи. К тому же медпункт требует ежедневной санитарной уборки. В общем, не идёт никто на такую работу – приходится самой.

Будаева добавляет, что подобная ситуация была в Свободненской больнице. Так там взбунтовались: работники отказались мыть полы за копейки, и им прежнюю оплату за мытьё – 12 тысяч рублей – вернули. А в деревушках фельдшеров просто вынуждают самих мыть, хоть за копейки.

– Наш председатель профсоюза предлагал составить и отправить в Москву коллективное письмо с нашими расчётками. Да боятся люди – проще гроши получать, чем рисковать и их потерять, – вздыхает Екатерина Ивановна.

Что же в расчётке у самой фельдшера Будаевой, в ведении которой около 400 человек населения? Оклад – 6750 рублей, надбавка по экстренным вызовам за 5 человек – 319 рублей. С экстренными, кстати, тоже странные дела. Фельдшер должна среди ночи ехать на вызов; если там какой-то сложный случай, дожидаться скорую, которая приезжает из райцентра без специалистов (да, да, в «карете» лишь водитель!), и везти больного либо в район, либо в Благовещенск более чем за 200 км. Причём поездка до областной столицы формально считается доставкой пациента санитарной авиацией, но вы не летите по воздуху за считаные минуты, а трясётесь по дороге больше трёх часов. И за это доплата – 60 рублей за вызов.

– С 2006 по 2012 год платили хорошо за те же экстренные вызовы, были так называемые «президентские выплаты» – 4500 рублей, – вспоминает амурчанка. – В 2013 году без предупреждения эту сумму перевели в графу «стимулирующие», которые сразу отменили. Я обратилась в трудовую инспекцию, а мне ответили, что я план не выполняю.

План у фельдшера такой же, как и у врача: на приём одного пациента тратить 14 минут – итого 15 человек в день. Но работа фельдшера и врача весьма различается. Фельдшеру не присесть ни на минуту: надо и план прививок составить, и осмотреть детей и взрослых, и на вызовы бегать и т. д. А родная деревня на 5 км раскинулась – попробуй всё оббеги. Где уж тут 15 человек в день принять? А нет плана – нет и стимулирующих.

– Между тем, согласно документам, фельдшер на вызовы бегать вообще не обязан, – продолжает Екатерина Ивановна. – В трудовом договоре прописано: «Рабочее время – 7 часов 12 минут», вот, мол, и работайте, сверхурочных у вас нет. А для людей есть скорая помощь, пусть обращаются туда. А как люди будут ждать скорую, когда она из района едет по шесть часов?! Был случай – у селянки случился инсульт в 15.00, а скорая приехала в 21.30. Всё это время я была рядом с пациенткой, а потом ещё и сама её госпитализировала… Про доплаты говорят так: «Первый и второй часы вызова – оплата минимальная, а вот третий – уже в большем размере». А как я дождусь этого часа, если, например, прихожу на вызов, где у ребёнка температура, и за час успеваю оказать ему первую помощь? Я, конечно, себе не ставлю переработку, но я же потратила время! Палка о двух концах.

 

Проверят разрыв

Будаеву поддерживает другая наша читательница Антонина Кузьмина (имя и фамилия изменены):

– Просто необходимо изменить порядок оплаты труда медиков в муниципальных больницах: 12 – 20 тысяч рублей – это нищенская оплата. Да и в целом по системе здравоохранения масса прорех. Нужно сделать так:

1. Вернуть систему распределения, как было при СССР.

2. Как только медик приезжает в село работать, ему сразу же надо давать квартиру, но без права продажи и приватизации. Если уехал – освобождай жильё.

3. Достойная зарплата медику – вдвое больше, чем в каком-нибудь платном медцентре.

4. Врач на селе должен иметь возможность отправить своего ребёнка в школу, в свободное время – в какие-то творческие кружки.

5. Обязательно бесплатное санаторно-курортное лечение раз в год.

Прокомментировать ситуацию с зарплатой медиков мы попросили специалистов областного минздрава. В ведомстве нас уверили, что жалоб от медиков на некорректное распределение фонда оплаты труда не зарегистрировано. Основное, чем интересуются, – новая система оплаты труда, критерии оценки эффективности работы медика при переходе на «эффективный контракт». По всем обращениям даны ответы. Ну и, конечно, минздрав постоянно проводит проверки, выезды, разъяснительную работу по вопросам оплаты труда. Вот, собственно, и всё.

Между тем президент России поручил устранить весьма ощутимую разницу в зарплатах главврачей и основного персонала больниц, дабы повышение доходов у медработников было всё-таки реальным.

Дело в том, что в каждом из регионов законодательно закреплён предельный разброс зарплат главврачей и остальных сотрудников. Так, в Амурской области предельный порог – не более чем втрое. Однако Приамурье попало в число 13 регионов России, где официальный разброс в доходах медиков нарушен. У нас доходы начальства впятеро выше, чем у рядовых.

– Будут проанализированы зарплаты главврачей за 2015 – 2016 годы – как они соотносятся с зарплатами медработников, – отметил депутат Госдумы РФ Николай Говорин. – В тех регионах, где будет выявлен значительный разрыв в зарплатах, в местные минздравы будут направлены письма с просьбой объяснить, чем обусловлена такая разница.

Кстати

В апреле этого года вынесли на уровень общественности свою жалобу относительно снижения зарплаты сотрудники Благовещенской станции скорой помощи. С деньгами в итоге разобрались, но эта история ясно показала, что и руководство станции поступило неправомерно, и сами работники абсолютно не в курсе, какие решения принимает администрация. К примеру, оказалось, что распределением поощрительных выплат занимается исключительно руководство – рядовые сотрудники в этом не участвуют. А надо бы. И представителям «рабочего класса» следует обязательно участвовать в дележе стимулирующего «пирога».

Справка

Сколько и за что доплачивают:

– 40% – максимальный размер надбавки имеют медработники станций (отделений) скорой помощи со стажем работы свыше 5 лет.

– Не менее 4% от оклада составляет прибавка к зарплате занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Прибавка производится по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда.

– От 25 до 60% – надбавка за вредные условия труда работникам, участвующим в оказании психиатрической, противотуберкулёзной помощи, диагностике и лечении ВИЧ-инфицированных.

– Не менее 1,5 размера – оплата сверхурочного труда за первые два часа работы, за последующие часы – двойной размер.

– От 20 до 100% оклада за час работы – доплата за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00) – за каждый час.

– Не менее чем в двойном размере – доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/job/news/chto-v-raschetke-ili-pochemu-medik-na-sele-polucha-118637.html