Заслуженный врач России: «Принципы сегодняшней платной медицины не укладываются в голове»

Какому «золотому» правилу нужно следовать медиков, чтобы больные превращались в здоровых, а профессия врача становилась более уважаемой и престижной – в материале портала 2×2.su

«Как бы тяжело ни было, а времена были разные, я свою работу не бросал», – утверждает хирург высшей категории, заслуженный врач РФ Лев Волков. На днях Льву Алексеевичу – действующему специалисту – исполнилось 80 лет

Долг и заработок

– Лев Алексеевич, какая, на ваш взгляд, главная проблема в амурской хирургии сегодня?

– Безусловно, малодоступная помощь (и вообще медпомощь) в отдалённых районах области. Особенно эта проблема обостряется в периоды разлива рек, снежных бурь, когда в принципе ни пройти, ни проехать. Некий недостаток медпомощи в районах был всегда, но именно в последнее время он всё больше обостряется в связи с реорганизацией здравоохранения. К примеру, укрупнение сельских ФАПов привело к тому, что в некоторых селениях медпомощи в округе вообще никакой, ближайшая – за многие километры.

То же самое могу сказать и о вопросе дефицита врачебных кадров, особенно специалистов: проблема давнишняя, но в последнее время становится всё острее. 

– Ну, чтобы сельчане уж вовсе не лечились подорожником, активнее используют санавиацию, сотрудники районных больниц (и даже из Благовещенска) периодически объезжают сёла…

– Конечно, это есть, но, мне кажется, это не совсем правильно. Оказал ты какую-то экстренную помощь пациенту, но ведь его нужно и дальше наблюдать. А для этого нужна своя, местная служба, а её нет.

Вот я знаю одного хирурга, который в своём райцентре до самой пенсии проработал. Его весь район знает, потому что он мультиврач: и хирург, и уролог, и ортопед, и травматолог и т. д. Владел всеми врачебными специальностями, причём в совершенстве. Ну а что поделаешь, все специалисты очень далеко, поэтому пришлось всё осваивать самому.

– К вопросу о реформах здравоохранения: вот вы уже 55 лет в профессии – много ли за это время было этих реформ?

– Точное число, естественно, не скажу. Но такое ощущение, что они не прекращались. Конечно, все они стремились к улучшению ситуации, но вот что мы сегодня наблюдаем, особенно с ФАПами.

– Говоря о дефиците медиков в районах, многие специалисты отмечают необходимость вернуть систему распределения выпускников медакадемии, как это было в советское время. Вы поддерживаете эту мысль?

– Безусловно. Боюсь ошибиться в цифрах, но, ориентировочно, на 60 – 80% область была укомплектована врачебными кадрами от Амурской медакадемии именно благодаря распределению.

Когда нас в своё время распределяли (был всесоюзный выпуск на Дальний Восток), меня спрашивают: «Куда хочешь?» – Говорю: «Куда угодно, но в Амурской области – и хирургом». Другие варианты отвергал. В итоге поехал хирургом в пгт Прогресс – новый населённый пункт. Большие, не деревянные, ТЭЦ, стекольный завод, авторемзавод и т. д. – бурно он тогда развивался. Меня встретили: «Прямо сейчас получите комнату в общежитии, через три месяца – квартиру». И семью свою сразу пристроил: жену учительницу – в школу, дочь – в детсад.

Уже через полгода – специализация в Благовещенске, пахал день и ночь. Мои старания заметила тогдашний доцент кафедры общей хирургии мединститута Ольга Амелина, предложила мне ординатуру. А в 1967 году Ольга Павловна говорит: «Хватит рукодействовать (заниматься практикующим лечением), давай учить студентов, заниматься наукой». Чем я с тех пор, помимо прочего, занимаюсь.

 

– В областном правительстве признают, что по программе «Земский доктор» молодёжь на село едет неохотно, несмотря на неплохие подъёмные. Видимо, действительно, было бы эффективно к деньгам добавить принудиловку?

– Ну, вот как я понимаю, нами в те годы руководило не только распределение, но и врачебный долг, помощь людям – нас этому учили. Не думайте, и тогда у врача была маленькая зарплата. Сейчас как-то больше заботы не о помощи, а о заработке. И лечебной работы многие специалисты сторонятся. Вот диагностика, МРТ, КТ, УЗИ, лаборатория, рентген и т. д. – это, пожалуйста. Идут охотно, потому что чисто, без суеты, без крови, не имея дела с больными.

Но вот принципы сегодняшней платной медицины у меня просто не укладываются в голове! По полису сделать ЭКГ или какое-то обследование провести – два месяца ждать, а заплати – сегодня сделаем, причём на том же аппарате. И врачу за счёт этих платных услуг тоже ведь что-то идёт. И вот всё время: заработать, заработать… И понимание своей профессии у врача трансформируется. А тут ещё сторона пациента: «Я заплатил – будьте любезны, обслуживайте!» Но медицина сама по себе не сфера обслуживания, а служение больному человеку, милосердие к нему. А когда деньги замешены, никакого милосердия. И сами больные как начинают себя вести: с одной стороны, захлестнул поток жалоб на медиков, а с другой стороны – в последние месяцы то в больнице врача пациенты побьют, то фельдшера скорой помощи на вызове в квартире запрут… На моей памяти раньше такого вообще не было!

А переводить на самоокупаемость медучреждения в сельской местности… Ну о чём разговор? Ну, привезёт крестьянин врачу мешок картошки – а больше что?

Я как-то читал, что великий русский хирург Пирогов, работая одно время в селе, всех крестьян лечил бесплатно, а тех, кто с каким-то достатком, – уже за плату. То же самое в своё время и отец медицины Гиппократ.

Что от Бога?

– Ну а из ваших бывших студентов кто-то был в деревне, рассказывал, каково там? – Неохотно. Говорили лишь, что работа день и ночь – тяжело, график ненормированный. Прийти за помощью могут когда угодно – скорой-то нет…

– Ну, как говорится, знали, на что шли…

– Далеко не все молодые люди идут в медицину осознанно. Кому-то, скажем, посоветовали: мол, благородная профессия…За себя скажу: я пошёл осознанно.

 

– В прошлом году вы получили нацпремию «Признание» в номинации «За верность профессии». Можно ли эту верность как-то передать, научить ей?

– Думаю, сначала студент должен ответить себе на вопрос: «А соответствую ли я этой профессии?» Кроме того, нужно быть готовым к тому, что можешь в этой профессии и не остаться. Как говорится, есть три профессии от Бога: врач, учитель и судья. Вот для себя я, видимо, попал в точку. Как бы тяжело ни было, а времена были разные, я эту работу не бросал. Как говорил профессор Бронштейн, первый заведующий кафедрой общей хирургии нашей медакадемии, у хирурга жизнь в тельняшку.

И действительно, в одном случае во время операции методику соблюдаешь всю до мелочей – нагноилось, осложнения пошли… Обратился как-то ко мне мой приятель, попросил его дочке прооперировать хронический аппендицит – я абдоминальный хирург, по животу. И вот я делал буквально, чуть дыша… и нагноилось! Поэтому есть канон – близких родственников самому не оперировать. Хотя, к примеру, корифей отечественной хирургии Сергей Юдин сам оперировал свою мать с раком желудка: «Задуманную операцию могу сделать только я».

А бывает наоборот, вынужден грубо работать, быстро – какая уж тут педантичность… и заживает без проблем!

– Ну, так ведь и от самого пациента зависит, как настроится…

– Безусловно. А в том числе психологическая настройка проводится в предоперационный период. Понимаете, даже я, хирург, боюсь любой операции, потому что даже самая маленькая может дать смертельные осложнения. Так что не верьте тем, кто говорит, что операции не боится. А подготовка заключается в том, чтобы в доступной популярной форме объяснить, почему требуется операция, почему нельзя вылечить медикаментами. Потом подробно – что будем делать во время операции. Полезно также того, кому предстоит операция, свести с тем, кто только что перенёс точно такую же, пусть поделится впечатлениями.

– Но, к сожалению, врачебные ошибки случаются…

– Это, конечно, трагедия. Причин этому несколько. Могу что сказать: лечи так, как хотел бы, чтобы лечили тебя. Не понимаешь – посоветуйся с коллегами, не бойся признать, что ты чего-то не знаешь, не понимаешь. Потому что, если махнуть рукой, такие ошибки могут дорого обойтись.

Досье

Лев Алексеевич Волков. Родился в 1937 году в Туле. Окончил местную фельдшерско-акушерскую школу, затем – Благовещенский мединститут. По распределению работал в г. Биробиджане Еврейской автономии, а также в пгт Прогресс Амурской области. В профессии с 1962 года, в мединституте с 1967-го. Ассистент кафедры факультетской и общей хирургии. В активе более 85 работ, 11 рационализаторских предложений, три патента на изобретения.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/zasluzhennyy-vrach-rf-lev-volkov-lechi-tak-kak-hot-117844.html