Амурские студенты в Китае: о тоске по толченке, непонимании русских шуток и «калинке-малинке»

Общество сегодня в 10:38
 

Наши герои уехали за образованием в Китай давно и надолго. Несмотря на все прения и русские привычки, почти никто из ребят не хотел бы возвращаться обратно в Россию

К соседям из Поднебесной у себя в городе благовещенцы привыкли. Китай, его культура и колорит давно и прочно вошли в жизнь Приамурья. Но, одно дело привыкать к иностранцам в России, и совсем другое – самому быть иностранцем в чужой стране. Амурские студенты рассказали порталу 2х2.su о том, как им живется и учится в Китае и хотели бы они когда-нибудь вернуться на родину.

Студенческие заморочки

Как рассказывают сами студенты, в Харбине дешевле жить в студенческом общежитии, чем снимать квартиру. В общежитии есть все, что нужно для студенческого быта: кухня на каждом этаже, душ, стиральная машина.

– Единственный недостаток общежития: часто воду отключают без предупреждения. Но «суровые» русские студенты знают, что делать, если нет горячей. А вот если нет никакой, тогда да, проблематично, – рассказывает студентка Аня Еремеева.

Грант – это безвозмездная денежная субсидия студентам. Она предполагает обучение в университете за рубежом и может быть рассчитана на длительный срок  – 1-3 года. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию). Единственное условие – отчитаться об использовании безвозмездной помощи.

Аня учится в Харбине на факультете мировой экономики и торговли уже 3 года. Переехала она в КНР из Тынды. Как сама говорит, если Тында ночами спит, то Харбин не спит никогда. За три года к большому городу не просто привыкла – полюбила всей душой. 

В основном учатся амурчане в Китае по грантам. Те, на кого выделяются гранты, имеют и стипендию. Ее вполне хватает на то, чтобы жить более-менее сытно.

– У докторантов стипендия около 3500 юаней. Этого более чем достаточно на ежедневные и ежемесячные расходы. У бакалавров немногим меньше, но тоже жить можно. В моем университете студентам с их визой работать запрещено. Но я знаю другие учебные заведения, где иностранцы могут подрабатывать на фотосессиях, в массовках в кино или в кафе, например, официантом, – рассказывает Никита Максимов.

Сам Никита из Благовещенска. В Дальневосточном государственном аграрном университете, где он учился, тогда на аспиранту предложили подать документы в Харбинский университет. Документы подал, через два месяца пришел ответ – мол, берем, и гранд на обучение выделяем. Никита шанс поучится за границей и стать менеджером животноводства решил не упускать и с 2014 года живет в Поднебесной.

Аня Еремеева

Фото из архива Анны

Китайская манера преподавания, по словам Никиты, схожа с российской. Единственное, лекционные занятия посещает куда больше студентов.  Преподавателю даже приходится пользоваться микрофоном, чтобы до китайской «камчатки» долетали знания тоже.

Экзамены все русские ребята сдают точно так же, как и в России. Только на китайском языке. Единственное отличие – билеты тянуть не приходится, преподаватель сам спросит о том, о чем хочет, если экзамен устный. Если письменный – даст тему, на которую нужно написать ответ.

Что касается такой традиции приема экзаменов, как «Вы нам принтер, мы вам пятерку», то в КНР подобное не принято.

А вот китайские студенты сильно отличаются от студентов русских.

– Китайские студенты живут восьмером на четырех «квадратах». И все время то в библиотеках, то еще где-нибудь с книжкой в руках. И зубрят-зубрят-зубрят без остановки. До 11 вечера. А если не зубрят, то играют в телефоне в игрушки. За нашими я такого рвения в учебе или тяги к игрушкам не замечал, – поделился Никита.

Аня же считает, что студенты разных национальностей отличаются чувством юмора.

– Например, китайцы спокойно могут сказать тебе при толпе твоих-своих друзей, что ты толстая или что-то в этом роде. В общем, все то, что нас может обидеть и задеть. Но они этого не понимают. И шуток они не понимают. Порой с ними тяжело общаться, – рассказывает Аня.

Никита за два года так и не смог привыкнуть к общим обедам с соседями в столовой. Так как в Харбине больше все-таки китайцев, чем русских, то и за общим столом сидеть приходится с китайцами. Говорит, что жители Поднебесной очень смачно жуют с открытым ртом, отбивая при этом аппетит у окружающих.

– Китайцы к тому же еще очень громко разговаривают. Ну прям очень громко. Везде. Постоянно. Особенно на улице, – делится наблюдениями Роксана.

Никита Максимов

Фото из архива Никиты

Роксана в Поднебесной живет уже пять лет. По специальности она лингвист китайского языка. Закончив бакалавриат в Благовещенске два года назад, получила грант китайского правительства на магистратуру. Сейчас пишет магистерскую диссертацию. Рассказывает, что учиться очень нравится, но это довольно сложно.

– Элементарно, учителя порой пишут неразборчиво, да и материала выдается много, приходится переводить на русский и искать это же в русских источниках. В общем, двойная работа: сначала понять на русском суть, потом учить это на русском. А потом объяснять преподавателю на китайском.

Кстати русские студенты сходятся в том, что китайцы очень любят приезжих из РФ. На центральной улице Харбина (местные называют ее «Арбатом»), есть парочка русских ресторанов. На улицах нередко можно услышать такие песни, как «Катюша», «Калинка-малинка». В теплую погоду на «Арбате» из года в год один и тот же квартет музыкантов играет на музыкальных инструментах русскую музыку.

Никита склоняется к возвращению в Россию – из-за еды естественно.

Тоска по русским продуктам

Хотя ресторанов и русской музыки студентам хватает, они все равно по дому скучают. Особенно по русской еде.

– Когда только приехала, здесь не было привычных мне продуктов: сыра, творога и, конечно же, шоколада. Каждый раз, возвращаясь из дома обратно в Китай ехала с сумками, где была в основном еда. Сейчас все изменилось, во-первых, уже могу обойтись и без русских продуктов. А во-вторых, если все же захочется чего-нибудь эдакого, то здесь стало намного легче приобрести товары из России, например, с помощью интернет-магазинов. По родным, конечно, очень скучаю, стараюсь приезжать домой как минимум два раза в год, – рассказывает Роксана.

А вот Никита, в отличие от Роксаны, по еде скучать не перестал.

– Дорого бы дал за толченку и… красную рыбу! Рис есть уже надоело. Молочки тут вообще нет. Они даже не знают, что такое сметана. Про сыр я молчу. И шоколад тоже. Даже если и найдешь что-то подобное в магазине – это по вкусу мало будет напоминать ту русскую еду, к которой ты привык.

Аня тоже по русской еде скучает,  но заметила за собой, что после трех лет обучения гастрономические пристрастия стали меняться.

– Когда приехала после первого семестра обучения домой, все родные сразу заметили, как я могу есть еду, которая ну совсем не сочетается с другой едой. Помню хорошо, что ела пюре с котлетами и заедала виноградом. Родственники очень удивились. А вообще, забавно бывает, когда ты стоишь на кухне, например, готовишь свою русскую еду, а рядом корейцы варят острые супы. И тут к тебе в кастрюлю заглядывает индиец и спрашивает с осторожностью, можно ли попробовать это странное блюдо.

Роксана

Фото из архива Роксаны

О личном       

Никита никогда бы не женился, как сам говорит, на китайской девушке.

– Китайские девушки «косят» под корейских знаменитостей. Стараются походить одеждой, манерой  поведения. У меня есть русские друзья, которым такая экзотика по душе. Я не могу отметить, лучше это или хуже, просто они – другие. Но могу одно сказать наверняка: я бы никогда не связал свою жизнь с китаянкой.

Аня, напротив, уверена – замуж за иностранца вполне смогла бы выйти. Но вот за китайца – точно никогда.

– С китайцами тут трудно подружиться… Потому что девочки-китаянки мечтают о русских парнях, а парни-китайцы о русских девушках. Контакт наладить трудно! Сидишь вот и думаешь: «Ну вот, наконец-то у меня есть китайский друг!», а он тебе тут же вместо «привет» пишет: «Я тебя люблю, давай будем вместе?» Я встречалась некоторое время с парнем из Кореи, но мы вскоре расстались из-за языкового барьера и вообще моих страхов.

Роксана и вовсе счастливая невеста – здесь, в Харбине, встретила «того самого» молодого человека. Не так давно он сделал ей предложение. Девушка согласилась.

Россия vs Китай

– Возможно, после окончания университета я смогу работать с двумя сторонами. Точно, где я буду жить: в Китае, или в России, я не знаю. Жизнь покажет, – рассказывает Никита.

Но, конечно же, больше Никита склоняется к возвращению в Россию – из-за еды естественно. Хотя, может еще через несколько лет учебы привыкнет и к нелюбимому рису.

– В Россию вернуться в ближайшие пару лет не планирую. Но загадывать очень не люблю, кто его знает, что там судьба готовит… Вообще, хотелось бы тут после окончания университета продолжать улучшать свой китайский и устроиться здесь же на работу, – делится Аня.

По словам Ани, если придется вернуться в Россию, то она не огорчится.

– Мне бы хотелось остаться здесь, – говорит Роксана, для которой Китай уже стал родным.

С друзьями

Фото из архива Роксаны

 

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/amurskie-studenty-v-kitae-o-toske-po-tolchenke-nep-108359.html