«Я стала эвенкийкой уже после тридцати лет»

Общество 20:31 | 15 июля | 2016
 

О жизни и сохранении традиций говорим с участницами кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия»

Три героини нашего интервью – эвенкийки из разных мест: Ия Кимовна Герес – из Якутии, Лилия Банаканова – с Камчатки, Нина Яроцкая – с Таймыра. Каждая из них говорит о жизни в своем районе, при этом первая не выпускает иголку из рук, другая шьет кумаланы из меха, третья пришла в народное искусство из бухгалтерии.

Редко кто носит национальную одежду в обычной жизни

– Если ничего не делать по дому, то за день можно нагрудник вышить, – говорит Ия Герес. – А если на хозяйство отвлекаться – то за неделю. Раньше мы, эвенки, шили мелким-мелким бисером, но мы и эвенками-то стали вот лет тридцать назад. До того считались якутами. Такая политика была в Якутии: чтобы якутов считалось больше, чтобы у них своя республика была. Вот я тоже считалась якуткой. У меня в крови много чего намешано: и латыши, и русские, и немцы есть. Но бабушка моя была эвенкийкой, в стойбище кочевала. И, я считаю, во мне ее кровь играет. Потому, когда образовалась у нас в Якутии национальная женская ассоциация «Аборигенка», я туда пришла и стала эвенкийкой. За тридцать мне было уже. Но так хотелось научиться красоту всю шить. И мастерицы меня учили. Мама моя не шила, она учительницей начальных классов была.

Сумочка

А ваши дети?

У меня их пятеро: четыре девочки и младший сын. Пока маленькие были, тоже в наши ансамбли ходили, участвовали. Сейчас разъехались. Молодежь не хочет на севере жить. Трудно, холодно. Сейчас пытаются их квартирами приманивать. Но в деревнях безработица большая. Оленей тоже стало мало. Только родовые общины вместо оленеводческих хозяйств. Государственные-то все хозяйства развалились. Потому мы испытываем трудности с материалами для творчества. Бисер в Москве закупаем, когда с фестивалем туда доезжаем. Так немножко дешевле получается. Вообще у нас безотходное производство: из оленя и шкура, и мех, и кость для резьбы. Даже когда холодец варим, кости не выбрасываем. Погремушки делаем всякие. Амулеты. Их нельзя лаком покрывать, а то сила потеряется.

– А вы верите в силу амулетов?

Ну как… Эвенки еще в XVII веке христианство приняли. Мы сейчас-то некрещеные. Но есть бабушки у нас, которые могут дождик останавливать. Попросишь их – остановят. А так, стараемся жить, скорее, по-язычески. У нас свои правила жизни есть – что можно, что нельзя. Свои праздники тоже.

Эвенкийка

– Как дети учатся, если хозяйства разорились?

Раньше в интернатах учились, сейчас интернаты позакрывали. Так у нас передвижные школы есть. Там учатся. Мало, конечно, детей. Бывает, что всего десять с первого по десятый класс. Но неграмотных нет.

– Носят такую красоту, какую вы сейчас шьете, в обычной жизни?

– Редко, очень мало. Сумки иногда, украшения. А так – мало. Но молодые сами себе костюмы на выступления шьют. Мы рассказываем. Вот лапка гагары, например. Она давно-давно, когда еще ничего, кроме воды, не было, нырнула глубоко-глубоко и достала землю со дна океана. Из нее сделали острова, чтоб люди и звери могли жить на твердой суше. Мы чтим гагару и везде ее лапку вышиваем. Еще каждый цвет имеет значение. Но обычно наряды народные мы на праздники надеваем, на Новый год. Он у нас в мае.

Куклы

– Как – в мае?

– По-эвенкийски новый год наступает, когда кукушка затокует. Вот тогда мы выходим на несколько дней на природу и там устраиваем праздники.

– Не спивается народ? А то ведь это проблема была…

– Бывает. Работы нет, а когда оленевод из тундры приходит, где он целый год был, надо ж как-то отметить! У него праздник. И потом заняться нечем. Так что – бывает. Но сейчас за эту проблему правительство взялось серьезно.

– Молодежь соблюдает традиции?

– Стараемся их учить. А то, если не учить, так все потеряется же! Сейчас вот эвенкийский язык начинают изучать. До этого мало кто в Якутии его знал. Вот на Таймыре сохранили, молодцы, а у нас – мало. Но возрождаем. Стараемся. И орочи – эвенки из Китая – к нам приезжают: интересуются своей культурой. Они совсем недавно стали себе такие же костюмы, как у нас, шить, это хорошо. А то приезжали раньше делегации – дарили нам китайские платья. Смешно.

На фестивале

Наше досье

Кочующий фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» проводится уже восемь лет и посвящен культуре и искусству народов Севера, эвенков в частности. Включает в себя не только концертную программу, но и мастер-классы по горловому пению, национальному танцу, выделке шкур пушных зверей, вышивке бисером национальных украшений и распознавании значения узоров.

Здесь же можно приобрести сувениры из кости, кожи, меха и бисера, часть из них будет сделана прямо на ваших глазах.

Людмила СудейкинаЛюдмила СудейкинаЛюдмила Судейкина

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/ya-stala-evenkiykoy-uzhe-posle-tridcati-let-100965.html