Ветку нефтепровода ВСТО Сковородино – Мохэ начнут строить уже в апреле. Замороженную стройку железной дороги Улак – Эльга спасет бартер. Китай создаст АЭС третьего поколения под боком у России.
Вице-премьер российского правительства Игорь Сечин и его китайский коллега Ван Цишань 21 апреля подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере. Этот документ напрямую касается Приамурья, поскольку предусматривает строительство нефтепровода Сковородино – Мохэ, о котором так давно говорят чиновники обеих стран.
Соглашение называет конкретный срок начала стройки – апрель текущего года. И пусть читателей не смущает тот факт, что на пороге месяц май – у китайской стороны уже наверняка все готово к старту этого великого почина. Ввод трубопровода в эксплуатацию тоже предполагается осуществить в рекордно короткие сроки – уже к концу 2010 года по нему потечет нефть. Он будет проложен по территории Амурской области, и его длина (от Сковородино до Джалинды) составит около 70 км. Далее труба пройдет по дну Амура и достигнет Мохэ, населенного пункта в провинции Хэйлунцзян.
Китайцы в вопросах бизнеса «едут» быстро, да «запрягают» долго. В случае с ВСТО основным камнем преткновения в ходе двусторонних переговоров были, естественно, деньги. Если конкретнее – кредит, который КНР предоставила российским нефтяникам. Так, компания «Роснефть», по условиям соглашения, получит $15 млрд., а «Транснефть» – $10 млрд. Взамен они будут в течение 20 лет поставлять Поднебесной нефть по восточносибирскому трубопроводу.
«Китайцы в вопросах бизнеса “едут” быстро, да “запрягают” долго» | ![]() |
||
Еще одним ключевым пунктом переговоров была цена, по которой Китай будет покупать российскую нефть на протяжении двух ближайших десятилетий. Пока она не афишируется отечественной деловой прессой, и делается это вполне сознательно, поскольку ее уровень заметно ниже рыночного ($50-60 за баррель). И уж, тем более, ниже себестоимости добычи черного золота в Восточной Сибири, которая, по оценкам «Роснефти», достигает $80 за баррель.
Спрашивается: зачем продавать нефть дешевле, чем обходится ее добыча? Ответ на этот вопрос дать нетрудно. Во-первых, России очень нужно выйти на углеводородный рынок КНР, чтобы приобрести нового крупного покупателя. А во-вторых, в кризисные времена лучше синица в руках (реальный китайский кредит), чем журавль в небе (потенциальные сверхприбыли, которых может и не быть в свете современной конъюнктуры нефтяного рынка).
На прошлой неделе о возможных выгодных контрактах с китайцами рассуждали и энергетики. Во время визита официальной делегации Амурской области в провинцию Хэйлунцзян «Восточная энергетическая компания» презентовала проект, предусматривающий экспорт в соседнюю державу 60 млрд. кВт часов ежегодно. Необходимую для этих поставок электроэнергию планируется вырабатывать на Ерковецкой ТЭС, которую еще предстоит построить. Реализация данного замысла, безусловно, была бы выгодна предприятию «Амурский уголь», разрабатывающему одноименный угольный разрез.
Однако на федеральном уровне перспективы масштабных продаж российской электроэнергии Китаю пока довольно туманны. Как известно, Пекин и Москва не договорились о существенных капиталовложениях в нашу энергетику, и «РусГидро» опасается начинать строить новые ГЭС в Приамурье. Напомню, что в инвестиционной программе компании на 2009 год предусмотрены затраты только на достройку Бурейской станции.
Спрос на продукцию наших энергетиков в КНР, конечно же, имеется, но стоит ли игра свеч? Затраты на возведение Нижнезейской и Нижнебурейской плотин огромны, а существование покупателя, способного их компенсировать, до сих пор остается под вопросом. Тем более что Поднебесная все больше тяготеет к мирному атому и даже собирается вместе с США строить АЭС на базе единственного на планете ядерного реактора третьего поколения.
«На федеральном уровне перспективы масштабных продаж российской электроэнергии Китаю пока довольно туманны» | ![]() |
||
Между тем, в нашей стране инвестиционные проекты в сфере топливно-энергетического комплекса переживают далеко не лучшие времена. Так, строительство многострадальной железной дороги Улак – Эльга в апреле снова было приостановлено. Инвестор, компания «Мечел», задолжал подрядным организациям больше 2,5 млрд. рублей. Причем дело дошло до того, что погасить долг перед генподрядчиком, предприятием «Трансстрой», (600 млн. рублей) заказчик хотел бы бартерными поставками металла. Поневоле вспоминаются лихие 90-е…
Кризис, разразившийся в мировой экономике, обнажил суровую правду жизни – шанс на реализацию имеют, в основном, те дальневосточные проекты, в которых заинтересован Китай. А строительство предприятий, лишенных иностранных инвестиций, откладывается на неопределенный срок.
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2009/04/22/