Журнал National Geographic опубликовал статью о БАМе и его жителях

увеличить
Фото: Елена Чернышова для National Geographic
Научно-популярный географический журнал National Geographic, официальное издание Национального географического общества, опубликовал статью о Байкало-Амурской магистрали. Повествование о легендарной железнодорожной магистрали сопровождается фотографиями и рассказами жителей станций БАМа и Тынды. О жителях автор статьи Андрей Паламарчук отзывается очень тепло: «у этих людей слишком ценные гены, чтобы их терять».

«Легендарная железнодорожная магистраль протянулась на тысячи километров – и на десятки лет: из эпохи стройотрядов 1970-х через перестройку к постсоветской заброшенности. Следующая остановка – долгожданное благополучие?» – вопрошает автор.

Андрей Паламарчук описывает жизнь станций, расположенных вдоль БАМа. Население маленьких посёлков сокращается. В Северомуйске пустует современное здание спорткомплекса с плавательным бассейном оказалось несоразмерным самому посёлку, население которого за 10 лет сократилось до полутора тысяч человек. На содержание здания нужны миллионы, которых нет. «Так и стоит спорткомплекс, словно замер в ожидании: что дальше? Выплывем? Не выплывем?» – пишет автор статьи.

К 2017-му году президент России Владимир Путин поставил задачу перед руководством Российских железных дорог – вдвое увеличить объём перевозок на БАМе. «Это напряжённое ожидание ощущается сейчас почти на всей Байкало-Амурской магистрали. И в Северомуйске, где был построен самый длинный в России тоннель протяженностью 15,343 тысячи метров, и в других поселках и городах, в которых мы с фотографом Еленой Чернышовой побывали этим летом, много раз звучали одни и те же слова: “Посмотрим, как теперь со вторым БАМом получится. Может, ещё и вернётся сюда жизнь”», – пишет Паламарчук.

Большая часть БАМа – однопутная, со множеством разъездов. Это сильно ограничивает пропускную способность магистрали. Перед РЖД стоит задача – к 2017 году вдвое увеличить объём перевозок на БАМе. Планы развития добывающей промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока не выполнить без второго пути – это и есть «второй БАМ», он же БАМ-2.

Автор подробно описывает впечатления от «медвежьего края», где жизнь сосредоточена вдоль железной дороги. Параллельно ей тянется автомобильная дорога, которая во многих местах совершенно непригодна к проезду. Например, из посёлка Хани выбраться можно только поездом. На восток не проехать: дорога разбита. На запад, в сторону Олёкмы, можно попробовать проехать по аварийному мосту. «Мост мы отремонтировать не можем, он на территории Амурской области. А здесь, на этом берегу, Якутия», – рассказывает глава посёлка Хани Альбина Подоляк. «Наши, конечно, ездят на охоту-рыбалку. Рискуют. Падают иногда в реку… вытаскиваем», – философски замечает Альбина Николаевна.

Железная дорога напоминает о себе автору статьи на каждом шагу. Так, в Тынде, в Свято-Покровском женском монастыре, стоят словно вросшие в землю, первые жилые «корпуса» – вагоны. Сёстры три года назад переехали в новый удобный корпус, а в вагонах хранят инвентарь, рассаду.

«Без развития магистрали будущее городов и посёлков – школ, детских садов, магазинов, журналов и монастырей – выглядит довольно мрачно. Даже в Тынде, городе с 30-тысячным населением, это очевидно всем», – продолжает Андрей Паламарчук. «Кроме “железки”, здесь ничего нет, – рассказывает легендарный бамовский бригадир, Герой Социалистического Труда Иван Варшавский. – В своё время начинали строить асфальтобетонный завод – загубили. Мясомолочный комбинат – накрылся. Начали строить фундамент трикотажной фабрики… Работы как таковой нет. Надеемся на РЖД, на второй БАМ».

На реконструкцию магистрали выделили 562 миллиарда рублей. Вторая ветка БАМа – это лишь предпосылка для возрождения региона. Главное – горнорудная промышленность, разработка Удоканского медного месторождения, Чинейского ванадиевого – всего, ради чего строили БАМ. «Сегодня от Таксимо до Тынды нет электровозной тяги, тепловозы небо коптят. Электроэнергии не хватает. Значит, нужна Мокская ГЭС, а это градообразующее предприятие. Значит, нужен ДСК – домостроительный комбинат. Для этого необходим цемент – а у нас в Муйском районе целая гора цементного сырья, хоть завтра строй завод и все сопутствующие производства. Деревообрабатывающий комбинат нужен? Обязательно. И вся инфраструктура: коммуналка, учителя, врачи – вот он, город», – рассуждает ветеран «стройки века» Николай Добханов из Таксимо.

Автор статьи поговорил с Натальей Марутой, жительницей Тынды. Двухлетней девочкой родители привезли её на БАМ. «Жили в одной из пятиэтажек, сейчас это центр города. А тогда брусника росла прямо у подъезда. Моё поколение – дети БАМа. И, как раньше в любой семье дети могли рассказать про войну, так я могу рассказывать о БАМе. А вот уже наши дети почти ничего не знают», – вздыхает Наталья. Её дочь, одиннадцатиклассница Ксения, не хочет жить в Тынде. Мама Ксюши понимает её, и дочкиному решению учиться в Китае рада. «Чтобы поднять магистраль, сегодняшним молодым явно нужны другие стимулы, – пишет автор статьи Андрей Паламарчук. – Кажется, Байкало-Амурской магистрали действительно необходима перезагрузка. Пока живы и здоровы романтики-стройотрядовцы. Пока в расцвете сил поколение “детей БАМа”. Ведь стоит только вдуматься: 40 лет назад сюда начали привлекать самую активную и мобильную часть населения из всех республик Советского Союза. Остались лучшие из лучших, самые стойкие, у них родились дети, потом внуки. У этих людей слишком ценные гены, чтобы их терять. Им нужна надежда».

Полный текст статьи и фоторепортаж опубликован только в журнале, на сайте National Geographic размещён анонс статьи.

Эта статья в категориях:  транспорт, СМИ.

Поделиться:

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2014/10/26/15.html