Forbes: зачем Россия строит космодром Восточный

увеличить
Финансово-экономический журнал Forbes разбирался, как устроен один из самых амбициозных проектов современной России – строительство космодрома Восточный на бывшем полигоне ракетных войск. Как отмечает издание, специалисты сомневаются в необходимости ещё одного космодрома. Но в его строительство уже вложился сын бывшего министра по развитию Дальнего Востока Дмитрий Ишаев и структуры экс-главы Спецстроя Григория Нагинского.

На восточной окраине страны ведётся самая масштабная стройка со времен, пожалуй, Байконура – возведение нового космодрома. Проект не обойдён вниманием Владимира Путина: именно отсюда в 2013 году президент поздравлял с Днем космонавтики экипаж МКС. «Здесь будут запускаться модули орбитальных станций, межпланетные космические средства для изучения и освоения Луны, Марса, других планет», — президент говорил о Восточном как о проекте планетарного масштаба.

В 2013 году День молодёжи в Углегорске праздновали с размахом. Группа аниматоров из Благовещенска развлекала жителей конкурсами и соревнованиями на площади перед Дворцом культуры, вечером популярная в Амурской области рок-группа дала концерт. Бывший военный городок оживает вместе с космодромом. В 2012 году в виде налогов от новой стройки Углегорск получил 37 миллионов рублей, в целом бюджет городка за прошлый год составил около 300 миллионов рублей. Неплохо для населенного пункта с 6 000 жителей, отмечает Forbes. «Только по НДФЛ за последние два года доходы бюджета выросли в 15 раз», – говорит глава ЗАТО Углегорск Евгений Степаненко. По словам бывшего главы Углегорска Владимира Токарева, назначенного весной этого года заместителем директора Дирекции космодрома Восточный, совсем недавно бюджет города не превышал 26 миллионов рублей.

Правда, по словам Степаненко, на возведении космодрома работает всего два десятка жителей Углегорска, строительные организации завозят рабочих со всей страны. Строители жалуются на небольшие зарплаты – 30 000–40 000 рублей в месяц, начальство кивает на утверждённые Москвой сметы.

Строителей космодрома выбирали оперативно. Первого сентября 2009 года распоряжением президента генеральным проектировщиком космодрома было назначено ОАО «Ипромашпром», генеральным подрядчиком – Спецстрой. Конкурсов не проводилось. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», 99,9 % акций ОАО «Ипромашпром» принадлежит ЗАО «ИПМП-Траст», а этой фирмой, по информации на 2009 год, владел Гагик Закарян (99 %), основатель и совладелец Юниаструм Банка. Выручка «Ипромашпрома» с 2009 по 2011 год выросла с 630 миллионов рублей до 2,2 миллиарда рублей. По оценке президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина, проектировщики получают от 7 % до 12 % от сметы. Таким образом, общая выручка проектировщика стройки может составить около 20 миллиардов рублей. Закарян от комментариев для этой статьи отказался.

Остальные деньги, выделенные на строительство космодрома, достанутся производителям космической техники, «Дальспецстрою» и его субподрядчикам. С 2009 по 2012 год выручка «Дальспецстроя» выросла с 13 млрд рублей до 20,8 млрд рублей. В этом году на стройках космодрома планируется освоить более 30 млрд рублей. Работы ведутся в основном силами строительных управлений Спецстроя, но есть и частные субподрядчики. Forbes договорился об интервью с главой «Дальспецстроя» Юрием Хризманом, но он, проконсультировавшись с руководителем Спецстроя Григорием Нагинским, в последний момент от разговора отказался. 15 июля стало известно, что Нагинский написал заявление об отставке, 25 июля Путин назначил руководителем Спецстроя Александра Волосова, ранее первого замминистра по чрезвычайным ситуациям. Отставку Нагинского связывают с делом о хищениях в «Оборонсервисе», по которому тот проходит свидетелем.

Владельцы и руководители крупных российских строительных компаний говорят, что подобраться к космическим заказам Спецстроя сложно. «Мы несколько раз пытались с ними работать, но ни разу не получилось, – говорит один из строителей. – У них там все своё». Крупнейшие субподрядчики Спецстроя на космодроме «Восточный» – группа «Илан» из Красноярска и Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК), построившая мост через бухту Золотой Рог к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Группой компаний «Илан» владеет Юрий Марценко. Он же является владельцем компании «Трансмост», до марта 2012 года её основным владельцем был нынешний губернатор Красноярского края Лев Кузнецов (51 %). Став губернатором, Кузнецов передал свой пакет в управление, а потом вышел из числа совладельцев бизнеса. Марценко от комментариев отказался.

Тихоокеанскую мостостроительную компанию основали дальневосточные предприниматели Геннадий Файн и Сергей Попок. 2 июля УФАС по Приморскому краю удовлетворило ходатайство ООО «Принт» (Санкт-Петербург) о приобретении в собственность 50 % ТМК. По телефонам ООО «Принт» в Санкт-Петербурге отвечают секретари аудиторской фирмы АСБ, совпадают и адреса, по которым зарегистрированы компании. Фирма АСБ принадлежит Андрею Нестерчуку, заместителю гендиректора концерна «Титан-2», который в середине 1990-х создал бывший глава Спецстроя Григорий Нагинский. Сейчас «Титан-2» контролируют его супруга Татьяна и дочь Елена Нагинские. Тот же «Титан-2» в 2012 году получил подряд Спецстроя на строительство Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС-2). Общая стоимость проекта не превысит 220 миллиардов рублей, сообщил недавно журналистам директор программ Росатома по капстроительству Сергей Бояркин.

Скоро у ТМК появится новый миноритарный акционер. 22 июля 2013 года в Приморское УФАС поступило ходатайство от компании «Дальвостоктрейд» о приобретении 25,03 % ТМК. Единственным владельцем «Дальвостоктрейд» является Дмитрий Ишаев, сын Виктора Ишаева, бывшего министра по развитию Дальнего Востока и отец форварда хоккейных «Амурских тигров» Игоря Ишаева. Кстати, Ишаев-старший и сам присматривал за стройкой, иногда критиковал заказчиков и строителей. 23 июля, к примеру, он выяснил, что из 11 строящихся объектов космодрома разрешения на строительство оформлены только по четырём, и грозил доложить об этом президенту страны в ежеквартальном докладе.

Первый подряд ТМК на космодроме потянул на 1,9 млрд рублей, а потом вырос до 5 млрд рублей. По словам топ-менеджера ТМК, в тендерах на строительство объектов на Восточном компания не участвовала: «У нас закончились стройки к АТЭС, с Хризманом мы раньше работали по строительству автодорог, он видел, что мы можем, и предложил поучаствовать».

Пока на Восточном осваиваются бюджеты, специалисты ставят под сомнение перспективы космодрома. Многие отмечают, что без запусков тяжёлых ракет стране невозможно соревноваться с Китаем и США в освоении космоса. «На Байконуре было известно, для чего строится космодром, ракета уже была создана, – говорит генерал-полковник в отставке Леонид Шумилов, бывший начальник государственной экспертизы и инспекции Минобороны СССР. – Сегодня для Восточного ничего нет. Перспектив тоже нет».

Космодром строится, но до сих пор Россия не разработала новую ракету-носитель для пилотируемого корабля. «Что запускать будем, созданные ещё Королевым «Союзы»?» – иронизирует топ-менеджер одной из двигателестроительных компаний. Предполагалось, что для космодрома будет создана новая ракета-носитель «Русь-М», разрабатываемая с декабря 2010 года. Однако в 2011 году проект, на который было потрачено более 1 млрд рублей, был закрыт из-за нехватки средств. Аудиторы Счётной палаты, проверявшей Роскосмос, отметили, что решение о закрытии проекта было принято без проведения технико-экономического обоснования и без учёта мнения Совета главных конструкторов. Кроме того, отмечалось, что по техническим характеристикам «Русь-М» опережала конкурирующий проект – ракету-носитель «Ангара».

Теперь ракетой-носителем тяжёлого класса для «Восточного» считается как раз «Ангара-5», которая разрабатывается с 1995 года. Первый запуск должен был состояться в 2005 году, но с тех пор уже неоднократно переносился, последний раз старт с военного космодрома Плесецк был перенесен на 2014 год.

«Главная проблема российской космонавтики не в том, откуда запускать, а в том, что нечего запускать, – говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш. – «Союзам» уже скоро 60 лет, а тяжёлая «Ангара» взлетит не раньше чем через 7–10 лет». По оценке почётного генерального директора и конструктора «НПО Машиностроения» Герберта Ефремова, старт «Ангары-5» с космодрома Восточный может состояться через 12 лет. «Байконур арендован Россией на такой срок, за который можно человека на Марс высадить, зачем все бросать на Восточный, понять сложно», – недоумевает Караш.

«Ангару» планировалось использовать и для запусков на Байконуре, но теперь все работы по этому проекту свёрнуты. «Сейчас из-за Восточного на Байконуре ничего не делается, теперь все будем ждать 2015 года, когда с Восточного запустят легкую ракету, а потом все вместе будем думать над новым тяжелым кораблем и стартовыми площадками для него», – рассказывает собеседник Forbes из РКК «Энергия». Проект этой корпорации «Наземный старт» по созданию нового корабля на базе ракеты-носителя «Зенит» также подвис.

1 июля 2013 года на территории строящегося космодрома Восточный в Амурской области было жарко. Строителям пришлось тяжко не только из-за нещадно палящего солнца и песчаного ветра – на объект с инспекцией нагрянули представители Роскосмоса и Спецстроя, которые быстро передвигались по стройплощадке на японских внедорожниках. Ещё в мае к стройке должны были подвести ЛЭП, но и сейчас электричество вырабатывают дизель-генераторы. Зато уже можно увидеть очертания стартового комплекса, монтажно-испытательных корпусов, где будут собираться корабли и космические аппараты, центра управления будущих полетов.

«Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут [находиться] на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» – распекал подчиненных из Роскосмоса вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании комиссии о причинах аварии «Протон-М» 5 августа. «России сейчас нужен не результат, а освоение огромных средств, – замечает Ефремов из «НПО Машиностроения» . — Поэтому и стали строить стоящий огромных денег космодром». Счётная палата отнесла Роскосмос к числу «наиболее крупных и наименее дисциплинируемых заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства… Проводимые за счёт бюджетных средств инвестиционные мероприятия определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, размыванием ответственности за результат инвестиций…» Кстати, недавно комитет Госдумы по промышленности рекомендовал правительству увеличить смету «Восточного» еще на 11,1 миллиарда рублей.

Эта статья в категориях:  экономика, СМИ, российская власть, космодром.

Поделиться:

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2013/09/23/35.html